Кто Я, часть 1

Александр Хакимов

"Кто Я?"
Часть 1

Добрый вечер!

Итак, наша тема сегодня связана непосредственно с процессом самосознания, Кто же я? Ведический принцип, подход таков, сначала обсуждается, кем я не являюсь, то есть рассматриваются ложные представления о себе, и отвергаются.

Потому что у людей очень много искусственных представлений о себе, ложных, вымышленных. Например, все психические отклонения связаны с тем, что человек не правильно себя осознает в обществе людей, или во взаимоотношениях с кем-то. Что-то о себе не так думает, и не может эту концепцию применить в жизни, постоянно сталкивается с проблемами, страдает на этой почве, у него возникают сложности, болезнь, отклонения. И также это приносит массу неприятностей другим людям.

Вы здесь люди взрослые, опытные, разумные, вы знаете, что если у человека очень большая гордость, самомнение о себе, то будут большие проблемы в общении. Это понятно. Это пример ложных представлений о себе, кто же я?

Тенденция ума такова, что мы хотим думать о себе наилучшим образом. Для этого существуют различные способы, ухищрения. Как это делает человеческий ум? Как он себя пытается улучшить в глазах других людей? Например, сравнивает с кем-то, мы видим эту психологию человека, когда он видит недостатки в ком-то, он радуется. Чуть-чуть настроение его улучшается, что ни я один такой, и я даже лучше этого человека.

Но, если видит, что у кого-то качества выше, он чуть-чуть расстраивается, разочаровывается. Вот такая психология. Сравнивая себя с кем-то другим, человек пытается выглядеть лучше, считает себя лучше. И в уме всегда идет эта борьба, эта оценка и переоценка, кто же лучше? Получается, что все-таки я один из самых лучших людей. Не все это еще понимают, я еще не проявил себя, но я знаю, что во мне есть что-то такое ценное, чего люди еще не ценят и не знают, они не очень понимают меня. Я - непонятый человек в этом мире.

Я, обычно привожу классический пример Достоевского – Раскольников. Типичный менталитет молодого человека. И не только молодого. Типичный менталитет любого человека, но в соответствии с опытом чуть-чуть по-разному применяется, менталитет такой, что «я» в центре жизни, «я» в центре событий. До Достоевского писал еще Пушкин: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно», то есть такая философия преобладает.

Откуда такая философия берется? Из ума. Это природа человеческого ума. Поэтому подход такой: сначала идет метод отрицания, нети нети называется языком Вед, отрицание. Кто я? Я палец? Нет, я не палец. Это легко понять, даже ребенок поймет. Я рука? Нет, я не рука. Отрицается. Правильнее сказать, - у меня есть рука, я обладатель руки. Обладатель органов тела. Обладатель этого тела. А кто этот обладатель?

До какой степени мы сможем идти путем нети нети, до такой степени мы углубимся в это представление о себе? Что касается руки, ноги, частей тела, волосы, которые мы часто срезаем и выбрасываем, это не я. Пища на тарелке, которую мы любим есть, это не я, это очевидно, но я ее съедаю, и теперь это я. Сходит в туалет, меня стало меньше на полтора килограмма. Тут мы смеемся, пища, и все телесные отправления ко мне отношения не имеют, это биологические функции. Это скорее какой-то механизм, я его наблюдаю, обладаю, но я с ним не настолько тесно связан, что я не вижу где грань, где эта связь происходит, где начинается путаница, когда я путаю себя с этим телом, и с функциями этого тела.

Чтобы разобраться дальше, мы переходим в мир желаний. Из мира биологии, в мир желаний, более тонкое тело существует, тело ума, тело эмоций, желаний. И заметьте, эти желания связаны с телом, с тем, чем я не являюсь. Например, я хочу есть, тут я чувствую я – голод. Опять же, я не могу сказать, я – голод, у меня есть голод, но я чувствую его на себе, я голодный. На самом деле, я не голодный. Душа не ест, не нуждается в пище.

Но, я испытываю чувство голода, и отождествляю себя с этим чувством, и когда у меня есть голод, я – душа, должен искать пищу. Должен тратить энергию души, чтобы найти себе подходящую пищу.

Я не сексуальная энергия, но она заставляет меня двигаться в этом направлении, они влияет на мое сознание, на мой ум, на мои желания. Они становятся такими сильными, что я покрываюсь этими желаниями, становлюсь рабом, слугой этих желаний. Тогда я не понимаю, кто же я?

Вы были когда-нибудь под эксплуатацией? В тонком смысле слова всегда. Родители эксплуатируют детей, контролируют, на работе начальство контролирует, мы тоже кого-то контролируем. Мир так устроен, что мы все кого-то контролируем, эксплуатируем. Но, особенно, это проявляется в тюрьмах и концлагерях, в местах, где людей максимальным образом, буквально до смерти эксплуатируют. Там ясно, что это страдание, личность подавлена, личность не проявляется, нужна свобода.

До какой степени мы свободны от давления чувств и желаний на мое «я», на обладателя этого всего. Вот это очень важный интересный момент. То есть я испытываю голод, но я не голод, я испытываю другие материальные желания, но я не эти желания. Это просто логически, а на практике что означает? Не переедать. Очень трудно, можно один день постараться, собрать силу воли, и на одном из обедов не переесть. И потом всю жизнь гордиться, что я на одном из обедов не переел. Также бросить курить, один-два дня не покурил, герой просто, добился большого успеха. Наркоман месяц без наркотиков, о большой успех.

Но, постоянно жить регулируемой жизнью люди не могут, желания сильнее. Бросить курить невозможно. Не говоря о наркотиках. Или бросить есть мясо, невозможно. Говорят, - у меня казахские гены. Ум, философия находится, смотрите, как ловко. Ответ находит мгновенно. Вы даже можете не думать, он сам все сделает, он ученый. Гены там, что-то он прочитал, услышал. А вы видели эти гены? Вы в глаза эти гены не видели, но вы думаете этими генами, этими формулами, этими названиями, которые мы получили опять же из абстрактного знания. Но, в жизни понятно, что не нужно никому резать глотки, без всяких генов. Мясо означает, что кому-то режут глотку, чтобы я просто насытил свой язык, а в этом нет никакой жизненной необходимости, чтобы я питался мясом, продлевал свою жизнь, я могу быть вегетарианцем. Это еще здоровее и чище, еще лучше, т.е. это может делать каждый. Но ум серьезное препятствие, у привыкшего наслаждаться ума свои желания и своя философия.

Даже есть специальные заказные статьи, где говорят насколько мясо полезно, что в мясе есть белки и витамины. Не читайте эти статьи. Это ложь, это заказные статьи мясокомбинатов, это их пропаганда не вегетарианства. Сейчас очень много людей становится вегетарианцами, и они боятся за свой бизнес, они должны как-то выживать. Они выживают, у них тоже есть ум.

И вот интересный момент, чем больше вы контролируете, регулируете свои желания, тем больше вы себя понимаете, без всяких книг. Вам не нужно изучать учебник психологии, чтобы себя понять. Вы есть вы. Нужно просто знать себя. Как? Нужно найти для этого энергию, которая сейчас занята на удовлетворение чувств, когда она высвобождается, то вы понимаете, что и есть любовь, и свобода, и вечность, и знание. Когда вы не в рабстве этих чувств, когда эти чувства вас больше не эксплуатируют.

Что делает человек обычно, просыпаясь рано утром? Курильщик сразу закурил. Значит, о чем он думает? Он ни о чем думать не может, ему очень трудно понимать философию. Если у него слишком активны язык, желудок и гениталии, ему очень трудно понять духовную науку. Он скажет, - это не наука, это какая-то слепая вера, религия, откуда вы взяли, что душа вообще существует? Сигаретой затягивается, и спрашивает.

И вы смотрите в его глаза, и понимаете, что говорить бессмысленно. Он не сможет осознать, что вы говорите, т.е. он настолько покрыт этими желаниями, что для него души как предмета для науки вообще не существует. Это не предмет науки, - он говорит, - это просто религия, и вы, похоже, втягиваете в какую-то религию людей, говорите о душе. Наука это другое.

И вот физики, другие, они исследуют законы природы, а потом попадают в тупик, как и все ученые гьяни, все мыслители. Изучают законы, а закон - это сухая наука. Математика, физика, законы тяготения и пр., все эти цифры, формулы, вычисления, все точно и правильно, но как вы опишите человеческие чувства этим законом? Восприятие мира, как вы описываете поэзию? Невозможно. Физики становятся лириками.

Любовь можно биологически описать, где хромосомы находятся, как выбрасываются вещества в кровь, как они действуют, как человек возбуждается, как влюбляется, но это сопровождение чувств и желаний. Это не причина, а лишь сопровождение. Это уже доказано.

Вы смотрите на лимон, и слюна выделяется, сопровождение. Не бывает так, что слюна выделяется, а потом вы вспоминаете про лимон. Сопровождается через восприятие химические процессы, взаимодействуют. Через восприятие вкусов, форм, запахов, других вещей, в теле происходят процессы. И пока вы воспринимаете мир, вы живете, если вы не воспринимаете мир, тело атрофируется. Вы должны быть активны в чувственном восприятии деятельности, т.е. и деятельность зависит от нашей остроты восприятия.

Если человек влюблен, он очень активным становится. И на работе, и везде, он творческий, он всех любит, он добрый, всех прощает, все забывает. Самый интересный, это влюбленный человек. Если вы видите экстравагантного, интересного человека, он постоянно шутит, от него фонтан эмоций, жизни, этот человек влюблен, либо старается кому-то понравиться. Т.е. есть причина восприятия в этом.

Сначала восприятие, потом деятельность. Так же и в теле, сначала восприятие, то, что мы воспринимаем, как мы воспринимаем, отражается на наших функциях деятельности мозга, клеток, органов, чувств и пр.

Есть такая китайская практика, как вы должны научиться разговаривать со своими органами. Практика исцеления. Если вы найдите общий язык с печенью, она будет лучше работать. Сердце болит, найдите общий язык с сердцем, поговорите с ним. Правда глупо может показаться, с сердцем разговаривать, но там оказывается, если вы это практикуете, то увидите, что у каждого органа есть свой характер.

Знаете, как с печенью можно разговаривать? Послушай дорогая, давай, заводись, работай, хватит лениться, надо работать, то есть с ней можно так. С сердцем так уже говорить нельзя. Дорогое сердце, я принимаю, что очень трудно, но как-то надо жить. Все органы чувств имеют разную эмоциональную окраску. Поэтому те эмоции, которые вы испытываете, отражаются на ваших органах чувств, то, что вы воспринимаете, отражается на ваших клетках, на качествах этого тела, даже на запахах этого тела. Насколько важно сознание.

Так вот нужно понять, кто же я, и чем больше вы свободны от желаний этого тела, тем чище становится тело. Скажите, какой человек будет чище, тот, который дисциплинированный, или тот, который недисциплинированный? Тело должно быть дисциплинированным, оно становится чистым. Как собаку, если вы ее дома держите, пришедшую с улицы нужно мыть, вытирать ей ноги, расчесывать, высушивать, приводить ее в порядок. Тело, точно такое же.

Тело имеет обычную животную природу, мы держим его в чистоте при помощи дисциплины. Вся эта практика ведическая самосознания связана со следования законам чистоты. Это и есть освобождение ума. Грязный ум, это грязные желания и потребности тела.

Итак, есть вещи сокровенные, за которые отвечает это тело. Сокровенные, запрещенные вещи существуют. Например, половая принадлежность. Мы обычно знаем, как это держать в культурном виде, чтобы не возбуждать грязные желания. Для этого культура существует. Есть другая культура, которая наоборот возбуждает грязные желания, наслаждается этим, но это не имеет никакого отношения к самосознанию. На этом пути можно лишь осознать, что я – животное, и она или он тоже животное. Есть сука, есть кобель, такие отношения, точь в точь. Только человек по-человечески это делает, а собака по-собачьи это делает.

Однажды один святой показал ученику этот пример на мухах. Ученик сидит с гуру за столом, атмосфера строгая, гуру рядом, надо быть внимательным, не говорить глупостей, вести себя прилично. Сидел дисциплинированный в присутствии гуру, и тут две мухи совокупляются прямо на столе. Ученик делает вид, что ничего не видит. Прабхупада сразу увидел, совокупляются, ученик глаза прячет. Он говорит, - смотри, вот это самка, это самец. Самка, она заигрывает с самцом, дразнит его, а потом он ее догоняет и у них секс. Это он говорит ученику. Прабхупада спрашивает ученика, - так чем же человек отличается от мухи?

Если вы хотите жить только на этих принцах тела, то мы ничем не отличаемся ни от собак, ни от кошек, ни от мух. Только делаем это в присутствии человеческого интеллекта, конечно же, более изысканным образом, но принцип абсолютно не меняется. Здесь мы не можем осознать больше, чем потребности тела. И, конечно же, в человеческой культуре это выглядит просто потрясающе, это интересная культура, просто потрясающе чего мы достигли. Они могут из чего угодно сделать что-то привлекательное. Женщины знают это.

Из кого угодно можно сделать что-то привлекательное, это и есть искусство. Даже можно сейчас делать пластические операции, менять форму носа, щек. Если шея сползла вниз можно подтянуть. Можно чудеса творить. И они творят эти чудеса, на самом деле достигли больших результатов, это факт, до неузнаваемости. И, кажется, что человек достиг какого-то успеха, но если вы спросите о самосознании, о том, как человек понимает себя, вы увидите примитивный разум, примитивное мышление. Задача освободить ум.

Итак, тело само о себе заботится лучше. Например, в зоопарке видели зверей? Если вы зверей видели только в зоопарке, то вы их не видели. Настоящий зверь, это не то, что в зоопарке. В зоопарке он крайне непривлекателен и некрасив. Деревья в городе видели? Голубые ели? Но если вы хотите увидеть настоящие голубые ели, езжайте в горы, в чистое место, и там вы ахните, что такое голубая ель. Если хотите настоящего слона увидеть, то на природе. Тигра настоящего, то на природе.

Также городской человек, вы не видели человека. Современная деревня тоже мало чем отличается, там люди похожи на питекантропов. Городские, как манекены, такие куклы. Вы не видели человека. Человек, это привлекательное существо, в движениях, в мимике. С чистым сердцем, искренний человек, он просто неотразим сам по себе. Все его движения и жизнь отражают любовь. Даже животные завораживаются таким человеком, они служат человеку. Любящий человек. То есть человек красив сам по себе, без каких-то искусственных приспособлений.

Если человек обладает настоящей любовью, то ему даже краска не нужна, чтобы подкрашивать глаза, у него глаза сами чернеют. Все знают, что если глаза подвести, это красиво, а почему? Потому что это глаза влюбленного человека. Сейчас это знание утрачено, но мы это читали в древних книгах. Были такие, и есть такие великие преданные Богу, у которых естественная косметика на лице. Любовь в буквальном смысле украшает. И кожа становится гладкой, настолько гладкой, что когда серьги надевают, они отражаются в щеках. Представьте себе, вот это называется любовь.

Но, также можно это сделать искусственно, подтянуть кожу, и чем-то натереть, заполировать, и на какое-то время можно тоже ходить, отражать что-то такое. Это называется искусственная практика. Но есть естественная практика, естественная красота человека.


0 Поделиться