Хождение за три моря

 Интервью Александра Хакимова для журнала "Hair's How & Beauty", посвященного культуре Индии, Москва, 03.12.14

ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ

Часть 1

Знал бы Афанасий Никитин, знаменитый путешественник, побывавший в Индии в XVвеке, какой популярностью будет пользоваться проложенный им маршрут в наше время. В Индию едут все: любопытствующие, скучающие, ищущие, страждущие... Едут за духовным и материальным. Едут сами не знают зачем. Индия притягивает людей, как магнит. И, раз оказавшись там, человек уже никогда не забудет этот опыт. Индия никого не оставляет равнодушным: приехав туда, человек обязательно получит шок разной степени тяжести. И то, каким будет этот шок: положительным или отрицательным — зависит от самого человека, от его духовного уровня, но предугадать заранее это невозможно. О том, чего ждать от поездки в Индию, к чему готовиться и что там можно обрести, мы поговорили с известным философом, писателем, художником и путешественником Александром Геннадьевичем Хакимовым. Александр Геннадьевич на протяжении вот уже более чем 30 лет популяризирует древние священные писания — Веды, пишет книги, читает лекции, проводит многочисленные встречи со слушателями в разных странах. Он является также духовным наставником в вайшнавской духовной традиции и имеет более 2000 учеников по всему миру.

— Сейчас Индия стала местом массового паломничества. Многие люди едут туда с разными целями, задачами, интересами. И все в ожидании чуда. Что вы могли бы сказать тем, кто направляется в эту страну? С какими мыслями и намерениями стоит туда ехать?

— Индию можно сравнить с местом исполнения желаний. С какими желаниями человек приедет туда — то он и увидит, то и получит. Особенность ее, сохранившаяся до нашего времени, состоит в том, что Индия — очень откровенная, открытая страна. Там вы можете быть таким, какой вы есть, и не бояться этого. Люди там, как правило, не проявляют агрессии, нетерпимости к любым точкам зрения. Принимается любое миропонимание, любые мнения, за исключением крайностей, затрагивающих основополагающие ценности индусов, — например принцип ненасилия. У индусов это в крови. Поэтому человек себя чувствует там в безопасности, как дома. Есть очень глубокое чувство свободы. Это привлекает.

Однако в Индии вы встретитесь с крайностями. Диапазон очень широкий — от духовных высот до пределов материальной нищеты. И тут уже зависит от человека: с какими намерениями и умонастроением он туда едет. Говорится, что в некоторые священные места нельзя попасть, просто купив туда билет. Нужна специальная подготовка, развитые желания. Иначе, даже оказавшись там, человек ничего не заметит, не почувствует. Кто-то может вернуться из Индии наркоманом, хиппи, погрузившись в то, как бабаджи курят ганджу и рассуждают о Шиве. Ищущие люди получают процесс. Они начинают понимать, что Индия — это йога, философия, медитация. Туристы тоже получат свое: им будет чему удивляться: например, «летающим» храмам и т. д. Если человека интересует кама, желания — для этого есть «Кама-сутра». В общем, на все вкусы жизни в Индии есть пища для размышлений.

В Ведах есть правила и предписания для каждого человека и для любой категории людей в соответствии с их уровнем, наклонностями и устремлениями. Но эти предписания даны для возвышения сознания. Например, «Кама-сутра» дается людям для того, чтобы они в конечном итоге освободились от камы, вожделения. Предписания о том, как пить алкоголь и есть мясо, — также для того, чтобы человек постепенно оставил это. В этом преимущества и мудрость Вед как священных писаний. С одной стороны, они все разрешают, с другой стороны — показывают, как это использовать для возвышения сознания.

— Индия по-прежнему ведическая страна?

— Нет, она давно уже не ведическая страна. Но там сохранились очень ясные и четкие отпечатки ведической культуры. Как, скажем, мы в нашей жизни обращаемся к фотографиям. Когда в нашей культуре появился фотоаппарат? Лет двести назад? И с того момента сохранились какие-то отпечатки, «портрет» цивилизации. Мы можем видеть, какие были экипажи, шляпы, как выглядели люди и т. д. В Индии эти отпечатки древнее, это сама культура, сохранившаяся до нашего времени. Можно найти места, например, в Гималаях, где все сохранилось так, как было две тысячи лет назад. Вы увидите, как люди одеваются, что видят, какую пищу употребляют. И важнее всего, что в неприкосновенности сохранилось главное: духовное знание. Если кто-то стремится к духовному знанию, там он может обрести это сполна.

— Очень важно людям понимать разницу между духовным и мистическим опытом...

— Они в чем-то схожи. Мистический опыт связан с достижением каких-то совершенств. Человек хочет иметь определенную способность и развивает ее при помощи специальной практики. Йога помогает в этом. Она так привлекательна для людей именно потому, что там есть скрытые возможности обретения мистических сиддх. Существенная разница в том, как человек использует эти свои способности. Духовное развитие также наделяет человека мистическими совершенствами, и делает это очень естественно. Но происходит это с другой целью, в другом умонастроении. Мистические совершенства человек обретает для себя, для собственного могущества. А в результате духовного развития эти совершенства приходят сами по себе, при этом практикующий может даже не отдавать себе отчет в них и уж тем более не стремиться к их достижению как к основной цели. То есть самая существенная разница — в сознании, с каким это делается.

— Я не случайно задала этот вопрос. Люди сейчас привлекаются всем таинственным, мистическим, различными проявлениями сверхспособностей и тонкого могущества. Однако, когда произносится слово «Бог» — это чаще всего вызывает внутреннее напряжение.

— Вот для этого и нужно съездить в Индию — чтобы не было такого напряжения. В нашем мире, на Западе, испокон веков очень сильны религиозные распри. Войны, крестовые походы, инквизиция... Поэтому при упоминании Бога люди так реагируют. Но в Индии вы такого не увидите. Там не было сожжений на костре за веру, религиозных распрей. Слово «Бог» там — самое широкое понятие. Они свободно размышляют, философствуют на эту тему. Более того, «Бог» в индийском обществе — это системоорганизующее понятие. Если это понятие входит в умы людей в аспекте Абсолютной Истины — это наоборот решает все конфликты. На Западе же слово «Бог» означает, как правило, некое сектантское, узконаправленное понятие, поэтому пугает и разделяет людей. В Индии — напротив, объединяет и примиряет. Поездка в Индию нужна и для того, чтобы почувствовать Бога в этом аспекте.

— То есть люди в Индии воспринимают Бога не как концепцию, а чувствуют изнутри. Для них это не теория, а практика...

— Да, они применяют это в жизни ежедневно: предлагают пищу Богу, размышляют постоянно на возвышенные темы. И в этом смысле культура там едина, хотя и существует множество течений индуизма. Единая культура — это уважение ко всему живому, потому что все живое идет от Бога.

— Как человек может трансформироваться, соприкоснувшись с этой культурой?

— Трансформация происходит как бы в духе исцеления или пробуждения. Словно человек спал и вдруг пробуждается.

— Может ли такой опыт быть болезненным для человека?

— Да, может. В Индии можно получить настоящий шок. Вы можете, например, увидеть кремацию мертвого тела прямо на открытом воздухе, и это может шокировать западного человека. Но такую реальность, тем не менее, очень полезно видеть. Человек должен быть готов к таким вещам, поскольку это ждет всех нас. Собственно, Веды и говорят об этом: вся жизнь есть подготовка к смерти. И оказывается, что самое важное в жизни — это как уйти из жизни, и куда уйти. И как к этому подготовиться. Индусы это прекрасно понимают и поэтому к жизни и смерти относятся иначе, чем западные люди.

Еще один опыт, который бывает трудно пережить (так было лично для меня), — это масштабы нищеты. Когда я это увидел, я буквально болел несколько дней, не мог прийти в себя. И не только я один, многих это задевает. Таким образом, Индия — это очень открытое место, где можно увидеть все эти крайности: и богатство невероятное, и нищету невероятную, и мудрость невероятную, и глупость невероятную. И, конечно, чтобы жить или путешествовать там — нужен разум. Он нужен, чтобы правильно выбирать, не принимать все подряд. Поэтому, как правило, мы ездим туда с проводниками, которые уже опытны, знают, куда ехать и с кем общаться.

— То есть лучшее, что может сделать человек — это найти себе хорошего проводника для начала. И проводник поймет внутренний запрос человека: зачем он хочет поехать в Индию...

— Да, это было бы правильно. На самом деле, человеку хорошо бы подготовиться к Индии. Если вы едете в Англию или Америку — вы освежите свои знания английского языка, обменяете какие-то деньги, то есть подготовитесь. Но вот в Индию нужна особая, духовная подготовка. Человек прежде должен сам себя спросить, с какой целью он хочет поехать туда. Ведь Индия — не простое место, это сердце планеты. И там на самом деле все желания исполняются. Есть священные места, вы поедете, попросите — и все исполнится. С одной поездки может все измениться.

— А может человек не осознавать свой истинный внутренний запрос? Знаете, как в "Сталкере«— человек пришел просить о том, чтобы его брат выздоровел, а на самом деле хотел получить комнату денег...

— На самом деле в основном все так и едут. Но, так же как Зона в «Сталкере», — Индия сама влияет на человека и меняет его изнутри. Там человек волей-неволей сталкивается с какими-то явлениями, которые вынуждают его, так или иначе, реагировать. Он все равно вступит во взаимоотношения с Индией и либо сбежит оттуда в панике, либо что-то новое откроет для себя. То есть Индия — это как живое существо.

— Действительно ли Индия сейчас — как некий остров духовности в современном мире?

— Да, это признано всеми. Самое непостижимое место. Даже с точки зрения политики, культуры и других вещей... Как один западный исследователь, приехав в Индию, чтобы изучить ее культуру, пытался классифицировать, то что увидел, но не смог. Слишком сложные вещи ему открылись. Бесчисленное количество храмов и так же много божеств. В Ведах это все классифицировано, но он не мог тогда изучать Веды и попытался все определить каким-то одним термином. В западном мире есть католицизм, православие, протестантство и т. д. Но в Индии таких направлений — сотни и тысячи. И он назвал все одним словом — «индуизм», и до сих пор люди пользуются этим понятием.

Индия вне игры с точки зрения культуры и религии, с ней не может сравниться ни одна страна. Только в западном мире можно, сравнивая, конкурировать, но Индия вне этих понятий, противопоставления. Ее философское и культурное достояние намного превосходит логические построения западных мыслителей, а такого опыта, как практика йоги, у Запада нет вообще. Так же нет аналогов и у индийской архитектуры. Гауди в Испании попытался что-то сделать — на опыте собора Саграда Фамилия. Он заимствовал какие-то приемы, но храм до сих пор не закончен... В Индии же тысячи таких сложных храмов, которые вообще непонятно как строились. Специалисты говорят, что некоторые храмы построены так, что возможно было создать такую конструкцию только одним способом: все одновременно соединить — и отпустить. И она складывается, как головоломка. Но как последовательно построить такой храм — людям непонятно.

— Как ориентироваться в Индии человеку с западным менталитетом, с западным подходом к познанию вещей?

— Обычно в Индию едут, чтобы удивляться, в поисках какого-то чуда. В Гималаях живет много мистиков, йогов. Они не всегда что-то демонстрируют, некоторые прячутся в пещерах. Еще нужно найти такого человека, чтобы удивиться. Раз в 12 лет проходит грандиозное событие: Кумбха-мела, где все эти йоги и мистики собираются в одном месте. Туда особенно стремятся попасть туристы, потому что реальность превосходит самое смелое воображение: вы можете увидеть и наэлектризованные волосы с молниями, и человека со слоновьим хоботом, который он себе отрастил... Как мы уже сказали, Индия — как живое существо, вы не можете приехать в эту страну и просто остаться равнодушным. Она очень общительная. Если вы наивный ротозей — вас сразу обманут, даже не поймете, как это произошло. А если не обманут — то выпросят что-нибудь. Ротозеи все попадаются в эту ловушку и думают: «А, Индия... Там одни попрошайки». Но это не так.

— И вот человек возвращается. Каждого из нас можно рассматривать как всю западную цивилизацию в миниатюре. Можно ли как-то усвоить опыт Индии, перенести его на нашу культурную почву?

— Нет, внешне никак невозможно. Только если развить другое сознание. Как сказал Киплинг, «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись...». Когда один из духовных учителей Индии Шрила Прабхупада приехал в Германию, отец одного из его учеников пришел с ним поговорить. Он увидел, что Прабхупада одевается в традиционные индийские одежды отшельника, санньяси. У него на лбу тилака — знак, который в Индии знаком каждому, а в руках мешочек с четками. Все атрибуты, как у тех древних мудрецов. И ученики одеваются так же: носят дхоти, сари, ставят тилаки. Отец этого ученика тогда сказал Прабхупаде: «То, что вы привезли, не будет развиваться на Западе. У нас здесь другая культура, другие костюмы, другая пища. Вы не можете пересадить искусственно это все на нашу почву. Здесь многие века культура шла в другом направлении». Но Прабхупада ответил короткой фразой и изменил его сознание: «Сознавать Бога вы можете даже в этом костюме». То есть на самом деле это не имеет значения. Но когда вы уже сознаете Бога — в такой степени вы меняете и внешнюю культуру. Вы делаете это сами, по собственному желанию. Например, если вы подсознательно хотите вызвать вожделение в тех, кто рядом с вами, вы будете стремиться обнажить, показать какие-то части тела. Но если вы не хотите провоцировать вожделение, а стремитесь вызвать уважение к себе, вы оденетесь подругому. То есть одежда — это наши сокровенные желания. В наше время женщины одеваются так, чтобы привлечь внимание, и кто же к ним привлекается? Мужчины, полные вожделения. Но при этом женщины ждут принца какого-то, рассчитывают встретить порядочного человека. В итоге приходят к выводу, что все мужчины негодяи. А причина в изначальной ошибке, в том, что уже на первой встрече с мужчиной длина юбки у них отмерена неправильно. При этом они следуют стереотипам, моде, принятой сейчас в обществе, и даже не понимают, что творят. Люди всегда надеются на самое лучшее, но какими ресурсами пользуются для достижения целей — они не принимают в расчет, и в итоге сами себя обманывают. Но когда меняется сознание — меняется и одежда, и пища, и люди многое начинают понимать, не действуют автоматически — так, как действует большинство.

— То есть люди привлекаются друг к другу по уровню сознания?

— Именно так. Конечно, молодые люди любят демонстрировать свою красоту, потому что есть что показать. В пожилом возрасте человек наоборот склонен скрывать свое тело, и это объяснимо. Однако молодым нужно развить понимание, что даже показывать красоту тела можно, не вызывая вожделения.

Прослушать всё интервью в аудио формате


0 Поделиться