Блаженство души

Александр Хакимов

«Уровни сознания»

Структура человеческой личности. Размышления

Сверхдуша

Душа

Ложное эго

Разум

Ум

Чувства

часть 7

ГЛАВА 2

БЛАЖЕНСТВО ДУШИ

АНАНДА

Третья энергия души. Сколько нужно денег для полного счастья? Этот вопрос вызывает улыбку, потому что каждый знает, что настоящее счастье купить невозможно ни за какие деньги. Не хватит никаких материальных ресурсов. Потому что душа соткана из энергии, кото­рая называется ананда – безграничное, увеличивающееся блаженство. Блаженство, которое возникает в результате общения с безграничной Сверхдушой. Эти взаимоотношения сверхматериальны, и в них нет и тени усталости и страха разочарования. Обе они, душа и Сверхдуша, общаются в области вечности и знания. Но в нашей жизни мы сталки­ваемся с серьезной проблемой – все усилия удовлетворить душу мате­риальными способами не приводят к должному результату. Почему? Да потому, что не хватает ресурсов.  Современная цивилизация пред­усмотрела практически все возможные обстоятельства для максималь­ного комфорта в работе и отдыхе человека. Так много всего создано в этой области во всех крупных городах! Такое развитие возможно было только в фантастических грезах прошлого. Но, тем не менее, человек не удовлетворен, и потому индустрия, производящая все новые и новые проекты удобств, развивается все дальше и все стремительней. Люди как сумасшедшие спешат удовлетворять свои чувства, но чувства никогда не бывают по-настоящему довольны. Подобно тому как невозможно удовлетворить огонь, бросая в него дрова, так же невозможно удовлетворить и чувства, просто давая им больше и больше наслаждений. Потому что душе не хватает по-настоящему большого счастья, ананды, так же, как рыбе на суше не хватает воды. Рыбе, лежащей на суше, не помогут несколько капель воды. Она мечтает об океане.

Душа входит в материальное тело в полном заблуждении. Она ду­мает, что тело – источник счастья, но на самом деле тело – это источ­ник страданий. В Аюрведе говорится, что когда человек молод, то все его чувства и части тела: голова, глаза, желудок, кости, суставы, зубы (словом, все, что у него есть) –  это его друзья. Они помогают ему радо­ваться жизни. Но когда он состарится, то эти друзья превращаются в его врагов, становясь источником страданий и болезней.

Идея сат-чит-ананда, то есть вечности, знания и блаженства, пол­ностью принимается душой, но одновременно отвергается опытом чув­ственного восприятия и материальным рассудком. Очевидно, что все люди умирают, и никто не обладает полным знанием, и также никто не может быть счастлив в полной мере. Это факт. Нельзя ожидать от ма­териального тела духовных качеств. Качества материального тела про­тивоположны качествам души, в нем все наоборот – асат, ачит и нирананда: временность существования, невежество и увеличение страданий. Таким образом, материальное тело носит угасающий характер. Нужны большие усилия, чтобы поддерживать его существование, поддерживать уровень знания и растущие потребности в счастье. Но в этом угасающем теле присутствует вечная душа, которая излучает радость, когда слышит о своих подлинных качествах. Ее охватывает волнение при одной мысли о вечности, знании и безграничном счастье. Когда это волнующее сча­стье проникает в разум, тогда люди называют это состояние верой.

Вера в себя как в душу – это первый шаг к самосознанию. Безверие – это сомнения, вечный спор разума с упрямым умом из-за привязанно­сти к чувственным удовольствиям. Но если чувства занять духовной деятельностью, то вера восстанавливается практически мгновенно, по­тому что душа немедленно погружает все тело в состояние экстатиче­ского счастья. И тогда удовлетворенный ум сам начинает искать источ­ник этого блаженства души – он начинает искать Сверхдушу, или Бога, в собственном сердце. Сверхдуша в сердце – это наивысшая ценность, которую естественным образом носит в себе каждый. Сверхдуша живет в каждом из нас, но не каждый знает о ней. Люди слишком увлечены материальным «прогрессом».

Когда же я буду счастлив? Время идет, моя драгоценная жизнь просто проходит мимо, как будто ей нет до меня никакого дела. Проходит и растворяется в бездне вечности. Кто мне ответит на вопросы, кото­рые я не могу задать, потому что не понимаю, о чем спрашивать и кого? И, тем не менее, я чувствую, что живу, тихо и безмолвно, выжидающе, го­товый вырваться со всей мочи на зов счастья, которого никогда не видел и не слышал. Мои ожидания, похоже, напрасны, потому что время уже упущено, и я не смогу вернуть прожитую жизнь. У меня нет ни времени, ни знаний, но самое страшное, что меня никто не зовет, чтобы дать что-то ценное. Я становлюсь никому не нужным человеком. Я был нужен, пока расплачивался за свое существование, пока имел силы и какую-то красоту. Горька на вкус жизнь моя, но надежда все еще жива, хотя и не так сильна... Хорошо, попытаюсь еще раз. Может быть, повезет?

Когда-то мы радовались черно-белому телевидению, пусть даже и плохого качества. Сейчас телевизоры цветные – от стерео до квадро. Изображение на экране куда красивее, чем в реальности. Мы уже до­стигли столь высокого уровня техники, столь утонченного вкуса, что научились получать изысканное удовольствие от качества цвета и фор­мы. Но парадокс в том, что если в разгар этого счастья вдруг появится какой-то дефект на экране, то человек почувствует крайнее раздраже­ние. Чем выше качество поверхности, тем виднее становятся изъяны, тем чувствительней недостатки. Если гвоздем выцарапать какое-нибудь слово на деревянной телеге, то это не такая беда, как если тем же гво­здем изобразить что-то на капоте лакированного «Мерседеса».

Раньше, когда в синематографе пропадал звук или рвалась лента, зрители воз­мущенно топали ногами и свистели. Люди требовали: «Механика – на мыло!» А когда-то вместо звука был просто тапер, игравший на пи­анино, озвучивая немое, замедленное кино, и люди не бунтовали, они были довольны тем, что имели. А еще раньше даже и кино не было во­обще. Зато был живой театр, куклы. А настоящее счастье царило в де­ревнях, когда люди хороводы водили. Выходили все – потанцевать, попеть от души. Сейчас же имеется превосходная техника, есть все возможности и условия для наслаждения как никогда раньше, но люди стали как-то неудовлетвореннее, более больными на уровне ума и тела. Много отклонений в психике, потому что повышаются требования чувств и одновременно человек чувствует сильное неудовлетворе­ние, когда его завышенные требования не исполняются. Даже малей­шие неудобства выводят ум из равновесия, человек все более и более нетерпелив и раздражителен. Поэтому говорится, что человека делает сильным и здоровым аскеза, которая заставляет чувства действовать в рамках чистого разума. Потому что чувства нельзя эксплуатировать мнимой, беспринципной свободой, выжигающей их юношескую силу. Пресыщение чувств вызывает угнетенное состояние, которое, посте­пенно входя в ум и разум, вызывает депрессию. Тяжелое состояние на­ступает тогда, когда разум, вместо того чтобы обратиться к духовному знанию, вдруг признается себе в том, что жизнь безысходна, счастье недоступно, и нет больше ни сил, ни выхода. Остается только уничто­жить себя и свои чувства. Тогда человеку нужна помощь, реанимация, восстановление сил, чтобы способность чувствовать и мыслить пози­тивно вернулась. Обычно человеку нелегко прийти в себя после силь­ных и продолжительных чувственных наслаждений. Людям, уставшим от жизни, потерявшим смысл своего существования, нужно практико­вать аскезу и слушать о вечности и блаженной природе души. Людям для счастья необходимы две вещи – простая жизнь и возвышенное мышление. Это наилучшая реанимация для тех, кто готов принять это лекарство.


0 Поделиться