Пред.: Песнь 8
Песнь 9. Часть 2.
Глава 1. Царь Судьюмна превращается в женщину
Глава 2. Потомки сыновей Ману
Глава 3. Суканью отдают в жены мудрецу Чьяване
Глава 4. Как Дурваса Муни оскорбил Махараджу Амбаришу
Глава 5. Спасение Дурвасы Муни
Глава 6. Падение Саубхари Муни
Глава 7. Потомки царя Мандхаты
Глава 8. Встреча сыновей Сагары и Господа Капиладевы
Глава 9. Потомки Амшумана
Глава 10. Деяния Верховного Господа Рамачандры
Глава 11. Господь Рамачандра правит миром
Глава 12. Потомки Куши, сына Господа Рамачандры
Глава 13. Потомки Махараджи Ними
Глава 14. Как царь Пурурава был очарован Урваши
Глава 15. Парашурама, Господь в облике воина
Глава 16. Господь Парашурама истребляет всех царей мира
Глава 17. Потомки сыновей Пуруравы
Глава 18. Царь Яяти обретает утраченную молодость
Глава 19. Царь Яяти обретает освобождение
Глава 20. Династия Пуру
Глава 21. Династия Бхараты
Глава 22. Потомки Аджамидхи
Глава 23. Династии сыновей Яяти
Глава 24. Кришна, Верховная Личность Бога
След.: Песнь 10

Шримад Бхагаватам

Песнь Девятая

Глава Восемнадцатая

Царь Яяти Обретает Утраченную Молодость

Эта глава повествует о царе Яяти, сыне Нахуши. Пуру, младший из пятерых сыновей Яяти, согласился взять себе его старость.

У Нахуши было шестеро сыновей. Когда по проклятию мудрецов Нахуша стал питоном, а его старший сын Яти принял санньясу, на трон взошел второй сын Нахуши, Яяти. По воле судьбы Яяти женился на дочери Шукрачарьи, хотя сам он принадлежал к роду кшатриев, а Шукрачарья был брахманом. У Деваяни, дочери Шукрачарьи, была подруга Шармиштха, дочь Вришапарвы. Царь Яяти взял в жены и ее. История их замужества такова. Однажды Шармиштха играла в водах озера с тысячью своих подруг, среди которых была Деваяни. Увидев Господа Шиву и Уму, едущих верхом на быке, девушки стали поспешно одеваться, и Шармиштха случайно надела одежды Деваяни. Вне себя от ярости, Деваяни принялась ругать Шармиштху, которая, разгневавшись, тоже стала ругать Деваяни, а потом бросила ее в колодец. Совершенно случайно царь Яяти пришел к этому колодцу, чтобы напиться воды, и, обнаружив там Деваяни, спас ее. Так Деваяни стала женой Махараджи Яяти. Затем, громко плача, Деваяни направилась к своему отцу и стала жаловаться ему на Шармиштху. Услышав обо всем, что произошло, Шукрачарья разгневался и собрался наказать Вришапарву, отца Шармиштхи, но ему удалось успокоить Шукрачарью, отдав Шармиштху в служанки Деваяни. Так Шармиштха, став служанкой Деваяни, попала во дворец ее мужа. Когда Шармиштха узнала, что Деваяни выносила сына, она тоже захотела ребенка. В подходящее для зачатия время Шармиштха попросила Махараджу Яяти зачать ребенка в ее лоне. Узнав о том, что Шармиштха забеременела, Деваяни была в ярости. Придя домой к отцу, она пожаловалась ему на мужа. Разгневанный Шукрачарья наложил на Яяти проклятие, согласно которому он должен был превратиться в старика. Но, когда Яяти стал молить Шукрачарью о снисхождении, Шукрачарья благословил его, сказав, что он может отдать свою старость какому-нибудь юноше. Яяти обменял свою старость на юность младшего сына, Пуру, чтобы продолжать наслаждаться обществом молодых жен.

ТЕКСТ 1

шри-шука увача
йатир йайатих самйатир
айатир вийатих критих
шад име нахушасйасанн
индрийанива дехинах

шри-шуках увача — Шри Шукадева Госвами сказал; йатих — по имени Яти; йайатих — Яяти; самйатих — Самьяти; айатих — Аяти; вийатих — Вияти; критих — Крити; шат — шестеро; име — эти; нахушасйа — царя Нахуши; асан — были; индрийани — (шесть) чувств; ива — как; дехинах — обусловленной души.

Шукадева Госвами сказал: О царь Парикшит, как у обусловленной души есть шесть чувств, так у царя Нахуши было шестеро сыновей, которых звали Яти, Яяти, Самьяти, Аяти, Вияти и Крити.

ТЕКСТ 2

раджйам наиччхад йатих питра
даттам тат-паринамавит
йатра правиштах пуруша
атманам навабудхйате

раджйам — царство; на аиччхат — не принял; йатих — Яти; питра — отцом; даттам — данное; тат-паринама-вит — зная, к чему приводит злоупотребление царской властью; йатра — куда; правиштах — вошедший; пурушах — человек; атманам — самопостижение; на — не; авабудхйате — понимает.

Становясь царем или главой правительства, человек забывает о важности самоосознания. Зная об этом, Яти, старший сын Нахуши, невзирая на уговоры отца, отказался принять бразды правления царством.

КОММЕНТАРИЙ: Самоосознание является главной целью человеческой цивилизации. Люди, находящиеся под влиянием гуны благости и обладающие брахманическими качествами, понимают важность самоосознания. В характере кшатриев, как правило, преобладают материальные качества, позволяющие им умножать свои богатства и услаждать чувства. Однако духовно развитые люди не стремятся к материальным ценностям. Они оставляют себе ровно столько, сколько нужно для того, чтобы вести духовную жизнь, нацеленную на познание себя. В этом стихе подчеркивается, что человек, посвятивший себя политике, особенно в наши дни, лишается всякой надежды на обретение совершенства. Однако любой человек, слушая «Шримад-Бхагаватам», может обрести высшее совершенство. Слушая «Бхагаватам», человек служит ему: нитйам бхагавата-севайа. Хотя Махарадже Парикшиту приходилось заниматься политикой, он без труда достиг совершенства, поскольку в конце жизни услышал от Шукадевы Госвами «Шримад-Бхагаватам». Поэтому Шри чайтанья Махапрабху говорил:

стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо 'джита джито 'пй аси таис три-локйам
Бхаг., 10.14.3

Независимо от того, под влиянием какой гуны находится человек — страсти, невежества или благости, — ежедневно слушая «Шримад- Бхагаватам» из уст осознавшей себя души, он может освободиться из материального плена.

ТЕКСТ 3

питари бхрамшите стханад
индранйа дхаршанад двиджаих
прапите 'джагаратвам ваи
йайатир абхаван нрипах

питари — когда отец; бхрамшите — был сброшен; стханат — с райских планет; индранйах — Шачи, жены Индры; дхаршанат — из-за оскорбления; двиджаих — брахманами (которым пожаловалась Шачи); прапите — обрел; аджагаратвам — змеиный облик; ваи — поистине; йайатих — сын по имени Яяти; абхават — стал; нрипах — царь.

Когда Нахуша, отец Яяти, попытался овладеть Шачи, женой Индры, она пожаловалась на него Агастье и другим брахманам. По проклятию этих святых мудрецов Нахуша пал с райских планет и превратился в питона. Поэтому царем стал Яяти.

ТЕКСТ 4

чатасришв адишад дикшу
бхратриин бхрата йавийасах
крита-даро джугопорвим
кавйасйа вришапарванах

чатасришу — в четыре; адишат — направил; дикшу — в стороны света; бхратриин — (четверых) братьев; бхрата — брат; йавийасах — младший (Яяти); крита-дарах — женившийся; джугопа — принял власть; урвим — над миром; кавйасйа — дочь Шукрачарьи; вришапарванах — Вришапарвы.

У царя Яяти было четверо младших братьев, которые от его имени правили четырьмя сторонами света. Сам Яяти, взяв в жены Деваяни, дочь Шукрачарьи, и Шармиштху, дочь Вришапарвы, стал править всей землей.

ТЕКСТ 5

шри-раджовача
брахмаршир бхагаван кавйах
кшатра-бандхуш ча нахушах
раджанйа-випрайох касмад
вивахах пратиломаках

шри-раджа увача — царь Парикшит спросил; брахма-риших — лучший из брахманов; бхагаван — могущественный; кавйах — Шукрачарья; кшатра-бандхух — относящийся к сословию кшатриев; ча — также; нахушах — царь Яяти; раджанйа-випрайох — сына кшатрия и дочери брахмана; касмат — вследствие чего; вивахах — брак; пратиломаках — не отвечающий общепринятым правилам.

Махараджа Парикшит сказал: Шукрачарья был очень могущественным брахманом, а Махараджа Яяти — кшатрием. Поэтому я хочу узнать, при каких обстоятельствах между детьми кшатрия и брахмана был заключен брак, именуемый пратиломой.

КОММЕНТАРИЙ: По обычаю, принятому в ведическом обществе, кшатрии, как правило, женятся на дочерях кшатриев, а брахманы — на дочерях брахманов. Если же брак заключается между представителями разных сословий, он может быть двух видов: анулома и пратилома. Анулома, то есть брак между брахманом и дочерью кшатрия, разрешается, но пратилома, брак между кшатрием и дочерью брахмана, как правило, недопустим. Зная об этом, Махараджа Парикшит спросил, почему такой влиятельный брахман, как Шукрачарья, позволил своей дочери выйти замуж за человека низшего сословия. Махарадже Парикшиту очень хотелось узнать об обстоятельствах, которые привели к заключению этого необычного брака.

ТЕКСТЫ 6 - 7

шри-шука увача
экада данавендрасйа
шармиштха нама канйака
сакхи-сахасра-самйукта
гуру-путрйа ча бхамини
девайанйа пуродйане
пушпита-друма-санкуле
вйачарат кала-гитали-
налини-пулине 'бала

шри-шуках увача — Шри Шукадева Госвами сказал; экада — однажды; данава-индрасйа — Вришапарвы; шармиштха — Шармиштха; нама — по имени; канйака — дочь; сакхи-сахасра-самйукта — сопровождаемая тысячей подруг; гуру-путрйа — с дочерью гуру (Шукрачарьи); ча — и; бхамини — гневливая; девайанйа — с Деваяни; пура-удйане — в дворцовом саду; пушпита — цветущих; друма — прекрасных деревьев; санкуле — в полном; вйачарат — гуляла; кала-гита — (издававшими) звуки, приятные для слуха; али — с пчелами; налини — лотосами; пулине — на берегу; абала — невинная.

Шукадева Госвами сказал: Дочь Вришапарвы по имени Шармиштха была чиста, но гневлива от природы. Однажды она гуляла с Деваяни, дочерью Шукрачарьи, и тысячами других подруг в дворцовом саду. В саду росли лотосы и деревья, усыпанные плодами и цветами, сладкозвучно пели птицы и жужжали пчелы.

ТЕКСТ 8

та джалашайам асадйа
канйах камала-лочанах
тире нйасйа дукулани
виджахрух синчатир митхах

тах — те; джала-ашайам — к пруду; асадйа — придя; канйах — девушки; камала-лочанах — чьи глаза подобны лепесткам лотоса; тире — на берегу; нйасйа — сняв; дукулани — одежды; виджахрух — стали играть; синчатих — брызгающие водой; митхах — взаимно.

Когда юные лотосоокие девушки пришли на берег пруда, им захотелось искупаться. Оставив свои одежды на берегу, они стали играть и брызгать друг в друга водой.

ТЕКСТ 9

викшйа враджантам гиришам
саха девйа вриша-стхитам
сахасоттирйа васамси
парйадхур вридитах стрийах

викшйа — увидев; враджантам — едущего мимо; гиришам — Господа Шиву; саха — вместе; девйа — с Парвати, супругой Господа Шивы; вриша-стхитам — сидящих на быке; сахаса — поспешно; уттирйа — выйдя (из воды); васамси — одежды; парйадхух — надели; вридитах — устыдившиеся; стрийах — юные девы.

Играя в водах озера, девушки внезапно увидели Господа Шиву и его супругу Парвати, едущих верхом на быке. Устыдившись своей наготы, они поспешно вышли из воды и прикрыли себя одеждой.

ТЕКСТ 10

шармиштхаджанати васо
гуру-путрйах самавйайат
свийам матва пракупита
девайанидам абравит

шармиштха — Шармиштха (дочь Вришапарвы); аджанати — незнающая; васах — одежду; гуру-путрйах — дочери гуру (Деваяни); самавйайат — надела; свийам — за свою; матва — приняв; пракупита — раздраженная и разгневанная; девайани — дочь Шукрачарьи; идам — это; абравит — сказала.

Когда Шармиштха по ошибке надела одежды Деваяни, та, рассердившись, произнесла такие слова.

ТЕКСТ 11

ахо нирикшйатам асйа
дасйах карма хй асампратам
асмад-дхарйам дхритавати
шунива хавир адхваре

ахо — увы; нирикшйатам — да будет отмечено; асйах — ее (Шармиштхи); дасйах — служанки; карма — поведение; хи — поистине; асампратам — не соответствующее правилам приличия; асмат-дхарйам — нашу одежду; дхритавати — схватившая; шуни ива — как собака; хавих — топленое масло; адхваре — для жертвоприношения.

Только посмотрите, как ведет себя эта служанка Шармиштха! Позабыв обо всех правилах приличия, она взяла мое платье, как собака крадет топленое масло, предназначенное для жертвоприношения.

ТЕКСТЫ 12 - 14

йаир идам тапаса сриштам
мукхам пумсах парасйа йе
дхарйате йаир иха джйотих
шивах пантхах прадаршитах
йан вандантй упатиштханте
лока-натхах сурешварах
бхагаван апи вишватма
паванах шри-никетанах
вайам татрапи бхригавах
шишйо 'сйа нах питасурах
асмад-дхарйам дхритавати
шудро ведам ивасати

йаих — которыми; идам — эта (вселенная); тапаса — подвижничеством; сриштам — создана; мукхам — лицо; пумсах — Верховной Личности; парасйа — трансцендентной; йе — которые (считаются); дхарйате — поддерживается; йаих — которыми; иха — здесь; джйотих — брахмаджьоти, сияние Верховного Господа; шивах — благой; пантхах — путь; прадаршитах — указан; йан — которым; ванданти — возносят молитвы; упатиштханте — оказывают почтение и подчиняются; лока-натхах — правители планет; сура-ишварах — полубоги; бхагаван — Верховная Личность Бога; апи — даже; вишва-атма — Сверхдуша; паванах — очищающий все; шри- никетанах — супруг богини удачи; вайам — мы; татра апи — даже выше, чем остальные брахманы; бхригавах — потомки Бхригу; шишйах — ученик; асйах — ее; нах — наш; пита — отец; асурах — демон; асмат-дхарйам — нашу одежду; дхритавати — взявшая; шудрах — простолюдин; ведам — Веды; ива — как; асати — нецеломудренная.

Нас, ученых брахманов, считают устами Верховной Личности Бога. Силой своей аскезы брахманы сотворили вселенную, и в своем сердце они всегда хранят Абсолютную Истину. Брахманы указуют путь к успеху, путь ведической цивилизации, и, поскольку в этом мире они одни достойны почитания, им возносят молитвы и поклоняются великие полубоги, вершащие дела вселенной, и даже Сама Верховная Личность Бога, Сверхдуша, наичистейший, супруг богини процветания. Мы же, потомки Бхригу, занимаем еще более высокое положение. И хотя отец этой девушки, как и прочие демоны, наш ученик, она осмелилась надеть мое платье, уподобившись шудре, который берется изучать ведическое знание.

ТЕКСТ 15

эвам кшипантим шармиштха
гуру-путрим абхашата
руша швасантй урангива
дхаршита дашта-даччхада

эвам — так; кшипантим — ругающей; шармиштха — дочь Вришапарвы; гуру-путрим — дочери гуру (Шукрачарьи); абхашата — сказала; руша — с яростью; швасанти — тяжело дышащая; уранги ива — как змея; дхаршита — на которую наступили; дашта-дат- чхада — закусившая губы.

Шукадева Госвами сказал: Эти резкие слова разгневали Шармиштху. Закусив нижнюю губу и тяжело дыша, как змея, она так ответила дочери Шукрачарьи.

ТЕКСТ 16

атма-вриттам авиджнайа
каттхасе баху бхикшуки
ким на пратикшасе 'смакам
грихан балибхуджо йатха

атма-вриттам — свое положение; авиджнайа — не осознав; каттхасе — говоришь; баху — много; бхикшуки — нищенка; ким — разве; на — не; пратикшасе — посмотрите; асмакам — на наши; грихан — дома; балибхуджах — вороны; йатха — как.

Если ты, нищенка, не знаешь своего места, зачем так много говорить? Разве вы не ждете от нас подачек, слетевшись к нашему дому, как воронье?

КОММЕНТАРИЙ: У ворон нет независимости; их единственная пища — это объедки, которые хозяйки выбрасывают на помойку. Брахман тоже целиком зависит от своих учеников, поэтому Шармиштха, рассерженная упреками Деваяни, обвинила ее в том, что она принадлежит к семейству нищих, сравнив его с вороньем. Женщины склонны вступать в перебранки по самому ничтожному поводу. Из этой истории становится ясно, что такое поведение свойственно им с незапамятных времен.

ТЕКСТ 17

эвам-видхаих супарушаих
кшиптвачарйа-сутам сатим
шармиштха пракшипат купе
васаш чадайа манйуна

эвам-видхаих — такого вида; су-парушаих — недобрыми словами; кшиптва — отругав; ачарйа-сутам — дочь Шукрачарьи; сатим — Деваяни; шармиштха — Шармиштха; пракшипат — бросила (ее); купе — в колодец; васах — одежду; ча — и; адайа — отобрав; манйуна — с яростью.

Так гневными словами Шармиштха отругала Деваяни, дочь Шукрачарьи. Разгневавшись, она отобрала у Деваяни одежду, а саму ее бросила в колодец.

ТЕКСТ 18

тасйам гатайам сва-грихам
йайатир мригайам чаран
прапто йадриччхайа купе
джалартхи там дадарша ха

тасйам — ее; гатайам — возвращаясь; сва-грихам — к себе домой; йайатих — царь Яяти; мригайам — на охоте; чаран — бродящий; праптах — пришедший; йадриччхайа — случайно; купе — в колодце; джала-артхи — желающий напиться; там — ее (Деваяни); дадарша — увидел; ха — поистине.

Бросив Деваяни в колодец, Шармиштха вернулась во дворец. Тем временем царь Яяти, охотившийся в лесу на диких зверей, случайно набрел на этот колодец и, решив напиться из него, увидел Деваяни.

ТЕКСТ 19

даттва свам уттарам васас
тасйаи раджа вивасасе
грихитва панина паним
уджджахара дайа-парах

даттва — отдав; свам — свою; уттарам — верхнюю; васах — одежду; тасйаи — ей (Деваяни); раджа — царь; вивасасе — обнаженную; грихитва — взяв; панина — рукой; паним — руку; уджджахара — достал; дайа-парах — милостивый.

Увидев обнаженную Деваяни, царь не раздумывая отдал ей свою верхнюю одежду. Затем он милостиво протянул ей руку и вытащил из колодца.

ТЕКСТЫ 20 - 21

там вирам ахаушанаси
према-нирбхарайа гира
раджамс твайа грихито ме
паних пара-пуранджайа
хаста-грахо 'паро ма бхуд
грихитайас твайа хи ме
эша иша-крито вира
самбандхо нау на паурушах

там — к нему; вирам — герою (Яяти); аха — обратилась; аушанаси — дочь Ушаны Кави (Шукрачарьи); према-нирбхарайа — полной нежности; гира — с речью; раджан — о царь; твайа — тобой; грихитах — взята; ме — моя; паних — рука; пара-пуранджайа — о покоритель прочих государств; хаста-грахах — тот, кто взял за руку; апарах — другой; ма — не; бхут — да будет; грихитайах — принятой; твайа — тобой; хи — воистину; ме — меня; эшах — эта; иша- критах — предопределена свыше; вира — о великий герой; самбандхах — связь; нау — наша; на — не; паурушах — созданная людьми.

Деваяни обратилась к царю Яяти со словами, исполненными нежности и любви: О великий герой, о царь, покоривший крепости своих врагов, взяв меня за руку, ты стал моим мужем. Я не хочу принадлежать никому другому, ибо наш союз устроен не кем- то из смертных, а самим провидением.

КОММЕНТАРИЙ: Доставая из колодца Деваяни, царь Яяти наверняка по достоинству оценил ее юную красоту и, вероятно, спросил, к какому сословию она принадлежит. На это Деваяни сразу же ответила: «Нас уже связывают супружеские узы, поскольку ты взял меня за руку». Согласно обычаю, который существует в любой культуре, во время заключения брака жених берет невесту за руку. Поэтому можно сказать, что, взяв Деваяни за руку, Яяти женился на ней. А поскольку Деваяни сразу влюбилась в мужественного Яяти, она попросила его не отказывать ей, сказав, что не хочет принадлежать никому другому.

ТЕКСТ 22

йад идам купа-магнайа
бхавато даршанам мама
на брахмано ме бхавита
хаста-грахо маха-бхуджа
качасйа бархаспатйасйа
шапад йам ашапам пура

йат — благодаря; идам — эта; купа-магнайах — брошенной в колодец; бхаватах — тебя; даршанам — встреча; мама — моя; на — не; брахманах — достойный брахман; ме — мой; бхавита — станет; хаста-грахах — муж; маха-бхуджа — о могучерукий; качасйа — Качи; бархаспатйасйа — сына ученого брахмана и райского жреца по имени Брихаспати; шапат — из-за проклятия; йам — которого; ашапам — прокляла; пура — раньше.

Я встретилась с тобой благодаря тому, что попала в колодец. Воистину, это произошло по воле судьбы. Когда я прокляла Качу, сына мудреца Брихаспати, он в ответ проклял меня, сказав, что я не смогу выйти замуж за брахмана. Поэтому, о могучерукий, я никогда не стану женой брахмана.

КОММЕНТАРИЙ: Кача, сын мудрого жреца полубогов Брихаспати, обучался у Шукрачарьи искусству оживления людей, умерших раньше срока. Этим искусством, которое называется мрита- сандживани, в основном пользовались во время войн. На поле битвы воины погибают преждевременно, но, если тело павшего воина остается в целости, при помощи мрита-сандживани его можно оживить. Шукрачарья, как и многие другие, владел этим искусством. Желая овладеть им, Кача, сын Брихаспати, стал его учеником. Деваяни хотела выйти замуж за Качу, но Кача, из уважения к Шукрачарье, отказался жениться на ней, ибо смотрел на нее как на почтенную дочь своего гуру. Рассерженная Деваяни прокляла Качу, сказав, что, хотя он и овладел искусством мрита-сандживани, он не сможет им воспользоваться. Кача в ответ проклял Деваяни, сказав, что она никогда не выйдет замуж за брахмана. Поскольку Деваяни полюбила Яяти и он был кшатрием, она попросила царя взять ее в жены. Хотя такой брак называется пратилома-вивахой, или союзом девушки из более знатного семейства с юношей менее знатного происхождения, Деваяни объяснила, что он угоден провидению.

ТЕКСТ 23

йайатир анабхипретам
даивопахритам атманах
манас ту тад-гатам буддхва
пратиджаграха тад-вачах

йайатих — царю Яяти; анабхипретам — не понравившееся; даива-упахритам — ниспосланное свыше; атманах — для себя лично; манах — ум; ту — но; тат-гатам — привлеченный ею; буддхва — поняв; пратиджаграха — принял; тат-вачах — ее слова.

Шукадева Госвами продолжал: Поскольку писания не одобряют такой брак, царь Яяти не был ему рад. Все же он согласился взять Деваяни в жены, так как был очарован ее красотой и знал, что их союз устроен самим провидением.

КОММЕНТАРИЙ: По ведическому обычаю, прежде чем юноша и девушка вступали в брак, родители составляли их гороскопы. Если астрологические расчеты подтверждали, что юноша и девушка во всем подходят друг другу (такой брак называется йотака), то им разрешалось жениться. Еще пятьдесят лет назад индусы следовали этим правилам. Каким бы богатством ни обладал жених и какой бы красотой ни отличалась невеста, об их браке не могло идти и речи, если гороскопы не подтверждали их совместимость. Любой человек от рождения относится к одной из трех категорий: дева-гана, манушья-гана или ракшаса-гана. В разных частях вселенной обитают полубоги и демоны, так и среди людей одни напоминают полубогов, а другие — демонов. Если астрологические расчеты показывали, что качества супругов (божественные и демонические) вступают в противоречие, такой союз не допускался. Кроме того, учитывалось, относится брак к разряду пратиломы или ануломы. Суть в том, что, если юноша и девушка находятся на примерно одном уровне, их союз будет счастливым. В противном случае их ожидает разочарование. Поскольку в наши дни браки заключаются неосмотрительно, стало много разводов. Более того, развод сейчас стал обычным делом, хотя в прежние времена браки заключались раз на всю жизнь, и любовь между супругами была настолько велика, что жена добровольно умирала вместе с мужем или же, оставшись вдовой, до конца своих дней хранила верность ушедшему мужу. Сейчас это, разумеется, больше невозможно, поскольку человеческое общество опустилось до животного уровня. Современные браки заключаются просто по обоюдному согласию. Дампатйе 'бхиручир хетух (Бхаг., 12.2.3). Абхиручи значит «согласие». Для того чтобы жениться, юноше и девушке достаточно того, что они согласны это сделать. Но если ведические обычаи не соблюдаются, браки часто заканчиваются разводом.

ТЕКСТ 24

гате раджани са дхире
татра сма рудати питух
нйаведайат татах сарвам
уктам шармиштхайа критам

гате раджани — когда царь ушел; са — она (Деваяни); дхире — ученый; татра сма — там (вернувшись к себе домой); рудати — рыдающая; питух — отцу; нйаведайат — рассказала; татах — затем; сарвам — все; уктам — упомянутое; шармиштхайа — Шармиштхой; критам — сделанное.

После того как сведущий в писаниях царь отправился к себе во дворец, заплаканная Деваяни вернулась домой и рассказала своему отцу, Шукрачарье, обо всем, что случилось с ней по вине Шармиштхи. Она рассказала ему о том, как очутилась в колодце и как царь спас ее.

ТЕКСТ 25

дурмана бхагаван кавйах
паурохитйам вигархайан
стуван вриттим ча капотим
духитра са йайау пурат

дурманах — опечаленный; бхагаван — могущественнейший; кавйах — Шукрачарья; паурохитйам — занятие жреца; вигархайан — порицающий; стуван — превозносящий; вриттим — род деятельности; ча — и; капотим — собирание зерен в поле; духитра — с дочерью; сах — он (Шукрачарья); йайау — вышел; пурат — из своего жилища.

Узнав, что произошло с Деваяни, Шукрачарья очень огорчился. Проклиная свое положение жреца и превознося унчха-вритти [собирание зерен в поле], он вместе с дочерью вышел из дома.

КОММЕНТАРИЙ: Брахман, ведущий образ жизни голубя (капота), питается зернами, подобранными в поле. Это называется унчха-вритти. Поскольку такой брахман не собирает подаяния, а целиком зависит от милости Верховной Личности Бога, считается, что из всех брахманов он находится в самом лучшем положении. Хотя брахманам и санньяси позволяется жить подаянием, им лучше по возможности избегать даже этого и всецело зависеть от милости Верховной Личности Бога. Шукрачарья, несомненно, был очень удручен тем, что из-за жалобы дочери ему пришлось идти к своему ученику и о чем-то просить его, но он был вынужден это сделать, так как избрал для себя занятие жреца. В глубине души Шукрачарья сожалел о том, что стал жрецом, но, поскольку он уже взял на себя эту обязанность, ему пришлось вопреки собственному желанию идти к своему ученику и просить, чтобы он исполнил желание его дочери.

ТЕКСТ 26

вришапарва там аджнайа
пратйаника-вивакшитам
гурум прасадайан мурдхна
падайох патитах патхи

вришапарва — царь демонов; там аджнайа — поняв это (намерения Шукрачарьи); пратйаника — проклятие; вивакшитам — желающего произнести; гурум — духовного наставника (Шукрачарью); прасадайат — умиротворил; мурдхна — головой; падайох — к стопам; патитах — припавший; патхи — на дороге.

Царь Вришапарва понял, что Шукрачарья собирается или наказать, или проклясть его. Поэтому, прежде чем Шукрачарья вошел во дворец, Вришапарва вышел ему навстречу и посреди дороги упал ему в ноги. Этим он удовлетворил своего гуру и сдержал его гнев.

ТЕКСТ 27

кшанардха-манйур бхагаван
шишйам вйачашта бхаргавах
камо 'сйах крийатам раджан
наинам тйактум ихотсахе

кшана-ардха — длящийся всего несколько мгновений; манйух — тот, чей гнев; бхагаван — могущественнейший; шишйам — ученику (Вришапарве); вйачашта — сказал; бхаргавах — Шукрачарья; камах — желание; асйах — ее (Деваяни); крийатам — да будет исполнено; раджан — о царь; на — не; энам — эту (девушку); тйактум — отвергнуть; иха — здесь (в этом мире); утсахе — могу.

Могущественный Шукрачарья еще несколько мгновений продолжал сердиться на Вришапарву, но потом, довольный им, сказал: «Любезный царь, пожалуйста, исполни желание Деваяни, ибо она — моя дочь, и ничто в этом мире не заставит меня отказаться от нее или пренебречь ею».

КОММЕНТАРИЙ: Даже такой великий мудрец, как Шукрачарья, иногда не может пренебречь собственным сыном или дочерью, поскольку дети естественным образом зависят от отца и отец всегда относится к ним с любовью. Хотя Шукрачарья знал, что ссора между Деваяни и Шармиштхой была обычным ребячеством, ему, как отцу Деваяни, пришлось встать на сторону своей дочери. Шукрачарье не хотелось этого делать, но он был обязан поступить так, как подсказывали ему родительские чувства. Он прямо сказал, что, хотя ему не следует просить царя о том, чтобы тот сделал одолжение его дочери, из-за своей привязанности к ней он не может поступить иначе.

ТЕКСТ 28

татхетй авастхите праха
девайани маногатам
питра датта йато йасйе
сануга йату мам ану

татха ити — тогда (когда царь Вришапарва согласился исполнить просьбу Шукрачарьи); авастхите — при обстоятельствах, разрешившихся таким образом; праха — поведала; девайани — дочь Шукрачарьи; маногатам — (свое) желание; питра — отцом; датта — отданная; йатах — откуда; йасйе — отправлюсь; са-ануга — сопровождаемая подругами; йату — пусть отправится; мам ану — за мной (в качестве моей спутницы или служанки).

Выслушав просьбу Шукрачарьи, Вришапарва согласился исполнить желание Деваяни и стал ожидать ее слов. Деваяни сказала: «Когда отец решит выдать меня замуж, Шармиштха и ее подруги, став моими служанками, должны последовать за мной в дом моего мужа».

ТЕКСТ 29

питра датта девайанйаи
шармиштха сануга тада
сванам тат санкатам викшйа
тад-артхасйа ча гауравам
девайаним парйачарат
стри-сахасрена дасават

питра — отцом; датта — отданная; девайанйаи — Деваяни; шармиштха — дочь Вришапарвы; са-ануга — сопровождаемая подругами; тада — тогда; сванам — свое; тат — то; санкатам — опасное положение; викшйа — увидев; тат — того; артхасйа — блага; ча — также; гауравам — величие; девайаним — Деваяни; парйачарат — служила; стри-сахасрена — с тысячей девушек; даса-ват — как рабыня.

Вришапарва мудро рассудил, что сердить Шукрачарью опасно, но если он удовлетворит его, то получит выгоду. Поэтому он исполнил волю Шукрачарьи, пресмыкаясь перед ним, как раб. Вришапарва отдал свою дочь Шармиштху в служанки Деваяни, и Шармиштха вместе с тысячами других девушек стала ее рабыней.

КОММЕНТАРИЙ: В начале рассказа о Шармиштхе и Деваяни упоминалось, что у Шармиштхи было много подруг. Все они стали служанками Деваяни. По традиции, когда девушка выходила замуж за царя- кшатрия, ее подруги вместе с ней отправлялись в дом ее мужа. Например, женившись на Деваки, будущей матери Кришны, Васудева также взял в жены ее шестерых сестер. Кроме того, в дом Васудевы за Деваки последовали ее многочисленные подруги. Царь содержал не только свою жену, но и ее многочисленных подруг и служанок. Некоторые из служанок становились его наложницами и рожали ему детей. Эти дети служанок, или даси-путры, находились на попечении царя. Численность женщин всегда превосходит численность мужчин, а поскольку женщины нуждаются в мужской защите, цари обычно содержали много девушек, игравших роль подруг или служанок царицы. Из описания семейной жизни Кришны мы знаем, что у Него было 16 108 жен. Все они были не служанками, а царицами, и Кришна в 16 108 формах одновременно присутствовал с каждой из Своих жен в ее дворце. Обыкновенным людям такое не под силу. Поэтому, хотя царям приходилось содержать множество служанок и жен, не у каждой из них был собственный дом или дворец.

ТЕКСТ 30

нахушайа сутам даттва
саха шармиштхайошана
там аха раджан чхармиштхам
адхас талпе на кархичит

нахушайа — потомку Нахуши (царю Яяти); сутам — дочь; даттва — отдав (в жены); саха — вместе; шармиштхайа — с Шармиштхой, дочерью Вришапарвы и служанкой Деваяни; ушана — Шукрачарья; там — ему (царю Яяти); аха — сказал; раджан — о царь; шармиштхам — Шармиштху, дочь Вришапарвы; адхах — позволяй; талпе — на ложе; на — не; кархичит — когда-либо.

Когда Шукрачарья выдал Деваяни замуж за Яяти, он отдал с ней и Шармиштху, но предупредил царя: «Любезный царь, никогда не позволяй этой девушке, Шармиштхе, делить с тобой ложе».

ТЕКСТ 31

вилокйаушанасим раджан
чхармиштха супраджам квачит
там эва вавре рахаси
сакхйах патим ритау сати

вилокйа — увидев; аушанасим — дочь Шукрачарьи (Деваяни); раджан — о царь Парикшит; шармиштха — дочь Вришапарвы; су- праджам — родившую хороших детей; квачит — однажды; там — ему (царю Яяти); эва — поистине; вавре — попросила; рахаси — в уединенном месте; сакхйах — подруги; патим — мужа; ритау — в подходящем состоянии; сати — пребывающая.

О царь Парикшит, видя, что у Деваяни родился хороший сын, Шармиштха пришла к царю Яяти, мужу своей подруги Деваяни, когда настало время, подходящее для зачатия ребенка. В уединенном месте она обратилась к царю с просьбой подарить ей сына.

ТЕКСТ 32

раджа-путрйартхито 'патйе
дхармам чавекшйа дхармавит
смаран чхукра-вачах кале
диштам эвабхйападйата

раджа-путрйа — дочери царя (Шармиштхи); артхитах — просьбу; апатйе — о сыне; дхармам — принципы религии; ча — также; авекшйа — учтя; дхарма-вит — знающий принципы религии; смаран — помнящий; шукра-вачах — предупреждение Шукрачарьи; кале — в то время; диштам — отвечающее обстоятельствам; эва — поистине; абхйападйата — согласился (исполнить желание Шармиштхи).

Несомненно, царь Яяти был осведомлен о принципах религии, поэтому, когда царевна Шармиштха попросила его зачать с ней сына, он согласился исполнить ее желание. Хотя царь помнил предупреждение Шукрачарьи, он согласился соединиться с Шармиштхой, поскольку считал, что это угодно Всевышнему.

КОММЕНТАРИЙ: Царь Яяти прекрасно знал обязанности кшатрия. Если женщина просит кшатрия дать ей сына, он не имеет права отказать ей в этом. Такова одна из заповедей религии. Поэтому, например, видя, что Арджуна, вернувшийся из Двараки, был чем-то удручен, Юдхиштхира, которого также называют Дхармараджей, предположил, что тот отверг женщину, которая просила его о сыне. Хотя Махараджа Яяти помнил предупреждение Шукрачарьи, он не мог отказать Шармиштхе. Он счел необходимым дать ей сына, а потому соединился с ней после того, как у нее закончилась менструация. Такие половые отношения не противоречат принципам религии. Как сказано в «Бхагавад-гите» (7.11), дхармавируддхо бхутешу камо 'сми: сексуальные отношения, соответствующие принципам религии, одобрены Кришной. Поскольку дочь царя Шармиштха хотела, чтобы Яяти дал ей сына, их отношения были религиозным актом, а не проявлением похоти.

ТЕКСТ 33

йадум ча турвасум чаива
девайани вйаджайата
друхйум чанум ча пурум ча
шармиштха варшапарвани

йадум — Яду; ча — и; турвасум — Турвасу; ча эва — а также; девайани — дочь Шукрачарьи; вйаджайата — родила; друхйум — Друхью; ча — и; анум — Ану; ча — также; пурум — Пуру; ча — также; шармиштха — Шармиштха; варшапарвани — дочь Вришапарвы.

Так у Деваяни родились Яду и Турвасу, а у Шармиштхи — Друхью, Ану и Пуру.

ТЕКСТ 34

гарбха-самбхавам асурйа
бхартур виджнайа манини
девайани питур гехам
йайау кродха-вимурчхита

гарбха-самбхавам — беременность; асурйах — Шармиштхи; бхартух — от мужа; виджнайа — узнав (от брахманов -астрологов); манини — надменная; девайани — дочь Шукрачарьи; питух — отца; гехам — в дом; йайау — направилась; кродха-вимурчхита — ослепленная гневом.

Когда надменная Деваяни узнала о том, что Шармиштха вынашивает ребенка от ее мужа, она, вне себя от гнева, направилась в дом своего отца.

ТЕКСТ 35

прийам анугатах ками
вачобхир упамантрайан
на прасадайитум шеке
пада-самваханадибхих

прийам — за женой; анугатах — последовавший; ками — похотливый; вачобхих — приятными словами; упамантрайан — умиротворяющий; на — не; прасадайитум — удовлетворить; шеке — смог; пада-самвахана-адибхих — растиранием стоп и прочим.

Царь Яяти, который был очень страстен, помчался вслед за своей женой, догнал ее, остановил и попытался успокоить, говоря ей приятные слова и массируя стопы, но ничто не могло утешить ее.

ТЕКСТ 36

шукрас там аха купитах
стри-каманрита-пуруша
твам джара вишатам манда
вирупа-карани нринам

шукрах — Шукрачарья; там — ему (царю Яяти); аха — сказал; купитах — разгневанный; стри-кама — жаждущий женщин; анрита- пуруша — о неверный; твам — тебя; джара — старость, сопровождаемая болезнями; вишатам — пусть постигнут; манда — глупец; вирупа-карани — обезображивающая; нринам — (тела) людей.

Шукрачарья пришел в великий гнев. «О неверный муж, обуянный вожделением, о глупец! Ты совершил непростительную ошибку! — сказал он, — Пусть же по моему проклятию старость поразит тебя, обезобразив твое тело».

ТЕКСТ 37

шри-йайатир увача
атрипто 'смй адйа каманам
брахман духитари сма те
вйатйасйатам йатха-камам
вайаса йо 'бхидхасйати

шри-йайатих увача — царь Яяти сказал; атриптах — не исчерпавший; асми — я; адйа — по сей день; каманам — наслаждений; брахман — о мудрый брахман; духитари — с (твоей) дочерью; сма — в прошлом; те — твоей; вйатйасйатам — пусть поменяется; йатха-камам — пока есть вожделение; вайаса — юностью; йах абхидхасйати — тот, кто отдаст (свою юность тебе взамен).

Царь Яяти сказал: «О мудрый и почтенный брахман, я еще недостаточно насладился твоей дочерью». На это Шукрачарья ответил: «Ты сможешь отдать свою старость тому, кто согласится поменять ее на свою юность».

КОММЕНТАРИЙ: Когда царь Яяти сказал Шукрачарье, что он еще недостаточно насладился его дочерью, Шукрачарья понял, что, наслав на Яяти старость, он поступил вопреки интересам своей страстной дочери, поскольку лишил ее возможности удовлетворить свои желания. Тогда Шукрачарья благословил своего зятя, сказав, что он может обменять свою старость на чью-нибудь юность. Он дал Яяти понять, что если его сын отдаст ему свою юность и возьмет себе его старость, то царь сможет и дальше наслаждаться супружеской близостью с Деваяни.

ТЕКСТ 38

ити лабдха-вйавастханах
путрам джйештхам авочата
йадо тата пратиччхемам
джарам дехи ниджам вайах

ити — так; лабдха-вйавастханах — получивший возможность избавиться от старости; путрам — сына; джйештхам — старшего; авочата — попросил; йадо — о Яду; тата — о любимый сын; пратиччха — возьми взамен; имам — эту; джарам — старость; дехи — отдай; ниджам — свою; вайах — молодость.

Яяти, благословленный Шукрачарьей, обратился к своему старшему сыну с такой просьбой: Мой дорогой сын Яду, прошу тебя, отдай мне свою молодость и возьми мою немощь и старость.

ТЕКСТ 39

матамаха-критам ватса
на трипто вишайешв ахам
вайаса бхавадийена
рамсйе катипайах самах

матамаха-критам — ту, на которую обрек меня отец твоей матери, Шукрачарья; ватса — о дорогой сын; на — не; триптах — удовлетворен; вишайешу — чувственными усладами; ахам — я; вайаса — возрастом; бхавадийена — твоим; рамсйе — буду наслаждаться половой жизнью; катипайах — немногие; самах — годы.

Мой дорогой сын, я еще не удовлетворил свои страсти. Пожалей меня, возьми мою старость, на которую обрек меня отец твоей матери, и дай мне взамен свою молодость, чтобы я мог наслаждаться жизнью еще несколько лет.

КОММЕНТАРИЙ: Такова природа вожделения. В «Бхагавад-гите» (7.20) сказано: камаис таис таир хрита-джнанах — тот, кто слишком привязан к удовлетворению чувств, теряет рассудок. Словом хрита-джнанах называют того, кто потерял рассудок. Перед нами наглядный пример этого: отец, лишившись всякого стыда, просит сына обменять свою молодость на его старость. Разумеется, во власти подобной иллюзии находится весь мир. Поэтому говорится, что все люди здесь — праматтах, безумцы. Нунам праматтах куруте викарма: когда человек лишается рассудка, он предается сексуальным излишествам и чувственным удовольствиям. Однако сексуальное желание и страсть к чувственным удовольствиям можно усмирить. Когда человек полностью избавляется от полового влечения, он достигает совершенства. Но на это способен лишь тот, кто постоянно помнит о Кришне.

йад-авадхи мама четах кришна-падаравинде
нава-нава-раса-дхаманй удйатам рантум асит
тад-авадхи бата нари-сангаме смарйамане
бхавати мукха-викарах суштху-ништхиванам ча

«С тех пор как я посвятил себя любовному служению Кришне, я каждый день нахожу в нем вечно обновляющееся блаженство, так что при одной мысли о половом наслаждении мне хочется сплюнуть и губы мои кривятся в отвращении». Избавиться от полового влечения можно, только обретя сознание Кришны, и никак иначе. До тех пор пока у нас остается половое желание, мы будем вынуждены снова и снова рождаться в материальных телах, наслаждаясь сексом в различных видах жизни. Тела могут быть разными, но половые отношения остаются теми же самыми. Поэтому говорится: пунах пунаш чарвита-чарвананам. Те, кто чересчур привязаны к сексу, рождаются то в одном теле, то в другом, занимаясь одним и тем же — »жуя пережеванное», иначе говоря, испытывая чувственные удовольствия в теле собаки, свиньи, полубога и т.д.

ТЕКСТ 40

шри-йадур увача
нотсахе джараса стхатум
антара праптайа тава
авидитва сукхам грамйам
ваитришнйам наити пурушах

шри-йадух увача — Яду (старший сын Яяти) ответил; на утсахе — не радуюсь; джараса — со старостью; стхатум — остаться; антара — другим; праптайа — приобретенной; тава — твоей; авидитва — не познав; сукхам — счастье; грамйам — материальное или телесное; ваитришнйам — безразличие к мирским удовольствиям; на — не; эти — обретает; пурушах — человек.

Яду ответил: Дорогой отец, ты уже состарился, хотя в свое время тоже был молодым. Мне не нужна твоя старость и немощь, ибо невозможно отказаться от материального счастья, не насладившись им.

КОММЕНТАРИЙ: Высшее предназначение существования состоит в том, чтобы отказаться от мирских удовольствий. Для этого существует научно обоснованный институт варнашрамы. Его цель — помочь человеку вернуться домой, к Богу, что можно сделать, лишь порвав все связи с материальным миром. Шри чайтанья Махапрабху говорил: нишкинчанасйа бхагавад-бхаджанонмукхасйа — тот, кто желает вернуться домой, к Богу, должен стать нишкинчаной, то есть избавиться от стремления к материальным удовольствиям. Брахманй упашамашрайам: не отрекшись от мира, нельзя обрести преданное служение Господу или освобождение в Брахмане. Преданное служение доступно тем, кто находится на уровне Брахмана. Поэтому, не достигнув уровня Брахмана, то есть духовного уровня, человек не может заниматься преданным служением; иначе говоря, тот, кто посвятил себя преданному служению, уже достиг уровня Брахмана.

мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате

«Тот, кто полностью отдает себя преданному служению, ни при каких обстоятельствах не отклоняясь от этого пути, преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня Брахмана» (Б.-г., 14.26). Значит, тот, кто преданно служит Господу, уже обрел освобождение. Как правило, человеку трудно отказаться от материального счастья, пока он сполна не изведал его. Поэтому варнашрама позволяет человеку совершенствоваться постепенно. Яду сказал своему отцу, Махарадже Яяти, что он не может отдать ему свою молодость, так как хочет использовать ее для того, чтобы потом отречься от мира. Махараджа Яду отличался от своих братьев. Следующий стих гласит: турвасуш чодитах питра друхйуш чануш ча бхарата / пратйачакхйур адхармаджнах. Братья Махараджи Яду отказались исполнить просьбу отца, так как не были до конца осведомлены о законах дхармы. Получив наставления, которые соответствуют религиозным принципам, человек должен последовать им, особенно если эти наставления дает ему отец. Поэтому, отказавшись исполнить отцовскую волю, братья Махараджи Яду нарушили заповеди религии. Однако Махараджа Яду, сделав то же самое, не нарушил религиозных принципов. Как сказано в Десятой песни, йадош ча дхарма-шиласйа: Махараджа Яду в совершенстве следовал всем законам религии. Преданное служение Господу — суть всех религиозных заповедей. Махараджа Яду очень хотел посвятить себя преданному служению Господу, однако перед ним стояло одно препятствие: в юности желание услаждать материальные чувства очень сильно, и, если молодой человек не удовлетворит свое вожделение сполна, это может стать помехой его служению Господу. И действительно, мы видим, что многие санньяси, которые отреклись от мира преждевременно, не исполнив своих материальных желаний, падают, потому что не могут справиться с одолевающими их беспокойствами. Поэтому, прежде чем принять санньясу и целиком посвятить себя служению Господу, человеку рекомендуется пройти через ашрамы грихастхи и ванапрастхи. Махараджа Яду был готов исполнить указание отца и отдать ему свою юность взамен его старости, так как был уверен, что молодость, отданная отцу, снова вернется к нему. Но в этом случае Яду пришлось бы ждать, пока он сможет целиком посвятить себя преданному служению, поэтому он отказался взять себе старость отца, чтобы как можно скорее избавиться от материальных желаний. Кроме того, Господь Кришна должен был прийти как один из потомков Яду. Поэтому Махараджа Яду хотел, чтобы Господь как можно скорее появился в его роду, и вследствие этого отказался подчиниться своему отцу. Такое поведение Яду не противоречило законам религии, так как он хотел служить Господу. Господь Кришна явился в роду Яду, поскольку тот был верным слугой Господа. В своих молитвах царица Кунти говорит: йадох прийасйанвавайе. Яду был очень дорог Кришне, поэтому Кришна с готовностью стал одним из его потомков. В заключении нужно сказать, что Махараджу Яду нельзя считать адхарма-джна, то есть человеком, не понимающим законов религии, как названы в следующем стихе его братья. Махараджу Яду можно сравнить с четырьмя Санаками (чатух-сана), которые ради высшей цели отказались подчиниться своему отцу, Брахме. Четверо Кумаров хотели целиком посвятить себя служению Господу в качестве брахмачари, поэтому, не захотев исполнить волю своего отца, они не нарушили никаких заповедей религии.

ТЕКСТ 41

турвасуш чодитах питра
друхйуш чануш ча бхарата
пратйачакхйур адхармаджна
хй анитйе нитйа-буддхайах

турвасух — Турвасу (другой сын); чодитах — тот, к кому была обращена просьба; питра — отца (желающего получить его молодость взамен своей старости); друхйух — Друхью (еще один сын); ча — и; анух — Ану (еще один сын); ча — также; бхарата — о царь Парикшит; пратйачакхйух — отказались взять; адхарма-джнах — не знающие религиозных заповедей; хи — поистине; анитйе — в невечном (в недолгой юности); нитйа-буддхайах — видящие вечное.

О Махараджа Парикшит, затем Яяти попросил Турвасу, Друхью и Ану отдать ему свою молодость и взять у него старость, но, поскольку его сыновья не ведали заповедей религии, они думали, что их недолгая юность продлится вечно, и отказались исполнить волю отца.

ТЕКСТ 42

априччхат танайам пурум
вайасонам гунадхикам
на твам аграджавад ватса
мам пратйакхйатум архаси

априччхат — попросил; танайам — сына; пурум — Пуру; вайаса — возрастом; унам — младшего; гуна-адхикам — того, кто оказался достойнее остальных; на — не; твам — ты; аграджа-ват — как старшие братья; ватса — о дорогой сын; мам — мне; пратйакхйатум — отказать; архаси — можешь.

Тогда царь Яяти обратился с просьбой к Пуру, который был младше, но достойней трех старших братьев: «Мой дорогой сын, исполни волю своего отца, ибо тебе не подобает проявлять непослушание, как это сделали твои старшие братья».

ТЕКСТ 43

шри-пурур увача
ко ну локе манушйендра
питур атма-критах пуман
пратикартум кшамо йасйа
прасадад виндате парам

шри-пурух увача — Пуру сказал; ках — кто; ну — поистине; локе — в мире; манушйа-индра — о владыка, лучший из людей; питух — отца; атма-критах — давшего тело; пуман — человек; пратикартум — вознаградить; кшамах — способен; йасйа — которого; прасадат — благодаря милости; виндате — обретает; парам — высшее бытие.

Пуру ответил: Дорогой царь, кто из живущих в этом мире способен отплатить долг своему отцу? По милости отца мы обрели человеческое тело, благодаря чему можно стать приближенным Верховного Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Во чреве матери семя отца растет и развивается, пока наконец из него не сформируется тело человека — существа, обладающего более развитым сознанием, чем животное. Человек имеет возможность вознестись на высшие планеты и даже вернуться домой, к Богу, если будет помнить о Кришне. По милости отца мы обрели бесценное человеческое тело, поэтому каждый из нас в долгу перед своим отцом. Разумеется, отец и мать есть не только у человека; они есть даже у кошек и собак. Но отец и мать человека способны оказать своему ребенку величайшее благо, вырастив его преданным, слугой Бога. Тот, кто станет преданным, обретет величайшее благословение, поскольку он раз и навсегда избавится от необходимости рождаться и умирать. Поэтому отец, который воспитывает своего сына в сознании Кришны, считается его самым большим благодетелем.

джанаме джанаме сабе питамата пайа
кришна гуру нахи миле бхаджа хари эи

Отец и мать есть у каждого, но победить материальную природу и вернуться домой, к Богу, способен лишь тот, кто удостоится благословений Кришны и гуру.

ТЕКСТ 44

уттамаш чинтитам курйат
прокта-кари ту мадхйамах
адхамо 'шраддхайа курйад
акарточчаритам питух

уттамах — лучший; чинтитам — намерения (своего отца); курйат — исполнит; прокта-кари — тот, кто исполняет волю (отца); ту — поистине; мадхйамах — посредственный; адхамах — наихудший; ашраддхайа — в отсутствие веры; курйат — станет делать; акарта — небрежный; уччаритам — испражнения; питух — отца.

Из сыновей лучше всего тот, который предвосхищает желания отца. Посредственным называют сына, который делает только то, о чем отец просит его, а хуже всего сын, исполняющий отцовскую волю без должного почтения. Если же сын отказывается подчиняться своему отцу, считается, что он ничем не лучше его испражнений.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя Пуру был младшим из сыновей Яяти, он отличался очень возвышенными качествами и потому не раздумывая согласился исполнить волю своего отца. Пуру думал так: «Мне следовало бы исполнить желание отца еще до того, как он попросил меня об этом, однако я не сделал этого. Значит, меня нельзя назвать образцовым сыном. Я — посредственный сын. Но я не хочу быть плохим сыном, которого сравнивают с испражнениями отца». Один индийский поэт говорил о путре и мутре. Путра значит «сын», а мутра — «моча». И сын, и моча появляются из детородного органа. Если ребенок стал послушным слугой Господа, его называют путрой, или настоящим сыном; если же сын не отличается ученостью и не предан Господу, то он ничем не лучше, чем моча.

ТЕКСТ 45

ити прамудитах пурух
пратйагрихнадж джарам питух
со 'пи тад-вайаса каман
йатхавадж джуджуше нрипа

ити — таким образом; прамудитах — обрадованный; пурух — Пуру; пратйагрихнат — принял; джарам — старость; питух — отца; сах — он (Яяти, его отец); апи — же; тат-вайаса — его юностью; каман — желания; йатха-ват — как надо; джуджуше — удовлетворил; нрипа — о Махараджа Парикшит.

Шукадева Госвами сказал: О Махараджа Парикшит, так Пуру с радостью взял себе старость своего отца, Яяти, а тот, получив взамен молодость своего сына, стал наслаждаться жизнью.

ТЕКСТ 46

сапта-двипа-патих самйак
питриват палайан праджах
йатхопаджошам вишайан
джуджуше 'вйахатендрийах

сапта-двипа-патих — властитель всего мира, состоящего из семи островов; самйак — полностью; питри-ват — как отец; палайан — опекающий; праджах — подданных; йатха-упаджошам — сколько угодно; вишайан — материальные удовольствия; джуджуше — вкушал; авйахата — ничем не сдерживаемые; индрийах — чувства.

Впоследствии царь Яяти стал повелителем всего мира, состоящего из семи островов, и правил своими подданными, заботясь о них как отец. С тех пор как к царю вернулась молодость, его чувства обрели былую силу, и он не отказывал себе ни в каких удовольствиях.

ТЕКСТ 47

девайанй апй анудинам
мано-ваг-деха-вастубхих
прейасах парамам притим
уваха прейаси рахах

девайани — дочь Шукрачарьи, жена Махараджи Яяти; апи — также; анудинам — день за днем; манах-вак — умом и речью; деха — телом; вастубхих — всем необходимым; прейасах — дорогому мужу; парамам — наивысшее; притим — блаженство; уваха — доставляла; прейаси — любимая мужем; рахах — в уединении.

Деваяни, любимая жена Махараджи Яяти, всегда старалась доставить своему мужу наивысшее блаженство, служа ему в уединенных местах умом, речью, телом и всем, что было в ее распоряжении.

ТЕКСТ 48

айаджад йаджна-пурушам
кратубхир бхури-дакшинаих
сарва-девамайам девам
сарва-ведамайам харим

айаджат — поклонялся; йаджна-пурушам — Верховному Господу, которого называют ягья-пурушей; кратубхих — многочисленными жертвоприношениями; бхури-дакшинаих — щедрыми подношениями брахманам; сарва-дева-майам — средоточию всех полубогов; девам — Верховному Господу; сарва-веда-майам — высшему объекту ведического знания; харим — Верховной Личности Бога.

Царь Яяти совершил многочисленные жертвоприношения, щедро вознаградив брахманов, чтобы удовлетворить этим Верховного Господа Хари, средоточие всех полубогов и цель ведического знания.

ТЕКСТ 49

йасминн идам вирачитам
вйомнива джаладавалих
нанева бхати набхати
свапна-майа-маноратхах

йасмин — в котором; идам — этот (материальный космос); вирачитам — сотворенный; вйомни — в небе; ива — как; джалада-авалих — облако; нана ива — как бы в разнообразии; бхати — проявляется; на абхати — становится непроявленным; свапна-майа — иллюзия, сны; манах-ратхах — созданный для колесницы ума.

Васудева, Верховный Господь, сотворивший материальный космос, вездесущ, как небо, в котором плавают облака. Когда вселенная разрушается, все сущее входит в Верховного Господа, Вишну, и проявленному разнообразию мира приходит конец.

КОММЕНТАРИЙ: Господь говорит в «Бхагавад-гите» (7.19):
бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма судурлабхах

«Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я — причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко». Верховная Личность Бога, Васудева, тождествен Высшей Абсолютной Истине, Верховному Брахману. Изначально все пребывает в Нем, и в конце все снова входит в Него. Господь обитает в сердце каждого (сарвасйа чахам хриди саннивиштах), и Он — источник всего сущего (джанмадй асйа йатах). Материальное же разнообразие временно. Слово свапна означает «сон», майя значит «иллюзия», а маноратха — »порождения ума». Сны, иллюзия и творения нашего ума временны. Временно и все мироздание, но Васудева, Верховная Личность Бога, есть вечная Абсолютная Истина.

ТЕКСТ 50

там эва хриди винйасйа
васудевам гухашайам
нарайанам анийамсам
нирашир айаджат прабхум

там эва — только Его; хриди — в сердце; винйасйа — поместив; васудевам — Господу Васудеве; гуха-ашайам — находящемуся в каждом сердце; нарайанам — Нараяне, или Его проявлению; анийамсам — вездесущему, но невидимому для материальных глаз; нираших — избавившийся от материальных желаний (Яяти); айаджат — поклонялся; прабхум — Верховному Господу.

Избавившись от материальных желаний, Махараджа Яяти поклонялся Верховному Господу, который обитает в сердце каждого в образе Нараяны, вездесущего, но невидимого для глаз обычных людей Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Со стороны могло показаться, что царя Яяти очень привлекали материальные удовольствия, однако в глубине души он хотел стать вечным слугой Господа.

ТЕКСТ 51

эвам варша-сахасрани
манах-шаштхаир манах-сукхам
видадхано 'пи натрипйат
сарва-бхаумах кад-индрийаих

эвам — так; варша-сахасрани — тысячу лет; манах-шаштхаих — умом и пятью познающими чувствами; манах-сукхам — временное счастье, созданное умом; видадханах — использующий; апи — хотя; на атрипйат — не испытал удовлетворения; сарва-бхаумах — царь всего мира; кат-индрийаих — обладающий оскверненными чувствами.

Хотя Махараджа Яяти был царем всего мира и в течение тысячи лет услаждал материальными богатствами свой ум и пять чувств, он так и не смог насытиться.

КОММЕНТАРИЙ: Кад-индрийа, или оскверненные чувства, можно очистить, если занять их и свой ум деятельностью в сознании Кришны. Сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам. Человек должен избавиться от всех материальных самоотождествлений. До тех пор пока мы считаем себя частью этого мира, наши чувства будут осквернены. Но как только мы обретем духовное понимание своей природы и начнем считать себя слугой Господа, наши чувства сразу же очистятся. Когда мы служим Господу своими неоскверненными чувствами, это называется бхакти. Хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате. Человек может услаждать свои чувства на протяжении многих тысячелетий, однако, до тех пор пока он не очистит свои чувства, он не сможет обрести счастья.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к восемнадцатой главе Девятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Царь Яяти обретает утраченную молодость».

Пред.: Песнь 8
Песнь 9. Часть 2.
Глава 1. Царь Судьюмна превращается в женщину
Глава 2. Потомки сыновей Ману
Глава 3. Суканью отдают в жены мудрецу Чьяване
Глава 4. Как Дурваса Муни оскорбил Махараджу Амбаришу
Глава 5. Спасение Дурвасы Муни
Глава 6. Падение Саубхари Муни
Глава 7. Потомки царя Мандхаты
Глава 8. Встреча сыновей Сагары и Господа Капиладевы
Глава 9. Потомки Амшумана
Глава 10. Деяния Верховного Господа Рамачандры
Глава 11. Господь Рамачандра правит миром
Глава 12. Потомки Куши, сына Господа Рамачандры
Глава 13. Потомки Махараджи Ними
Глава 14. Как царь Пурурава был очарован Урваши
Глава 15. Парашурама, Господь в облике воина
Глава 16. Господь Парашурама истребляет всех царей мира
Глава 17. Потомки сыновей Пуруравы
Глава 18. Царь Яяти обретает утраченную молодость
Глава 19. Царь Яяти обретает освобождение
Глава 20. Династия Пуру
Глава 21. Династия Бхараты
Глава 22. Потомки Аджамидхи
Глава 23. Династии сыновей Яяти
Глава 24. Кришна, Верховная Личность Бога
След.: Песнь 10

0 Поделиться
Веды в аудио формате (рус)
Веды в аудио формате (иностр)
Веды в видео формате
Веды в текстовом формате
Веды в печатном формате

Храм Ведического планетария
Книга Александра Хакимова
Аудиоведа
Ведамедиа
Yoga Radio
Веды аудио онлайн