Предназначение, часть 2

Хакимов Александр Геннадьевич,
лекция от 10 апреля 2014 года, город Алматы

Предназначение человека. Мир в душе
Часть 2

Говорится, что ум, который не умиротворился, который не отполирован от лишних материальных желаний, находится в состоянии ряби. Когда дует ветер, то поверхность воды рябит и не может отражать ясно все вокруг. Ум ведет себя точно также и не видит вещи, как они есть, потому, что все искажено нашими собственными желаниями. Первый шаг нашего предназначения – умиротвориться, и научиться жить в обществе в мире с собой и другими.

Человек по предназначению миротворец и ни одному живому существу не дано это право и способность. Животные не способны на мир, мы не можем ожидать, что собаки и кошки когда-нибудь естественным образом помирятся, мы не можем ожидать, что тигр когда-нибудь перестанет заниматься убийством и поедать плоть животных, ведь они от природы ужасно жестокие убийцы. Тигр никогда не изменится, потому что у него нет этой привилегии как у человека – понять свое предназначение, и он больше ничего не знает, кроме как поймать и съесть добычу, ему об этом говорят его низменные инстинкты, желание крови и если даже вы ему объясните, он не поймет. Тигр полностью сосредоточен на пище, на запахах и он не властен над этими чувствами, так как слаб в этом отношении, хотя это очень сильное животное, то есть он не может противодействовать своей материальной природе, ложному отражению. Истинное отражение – это когда мы хотим познать свой интеллект, познать самого себя как живое существо, как сознание, как душу и в это время мы идем общаться с мудрецами, ищем зеркало, чтобы увидеть себя, до основания глубоко познать себя, а тигр так поступить не может.

Говорится, что пока мы не встретим в жизни духовного человека, мы так и не сможем понять до конца, кто же мы? Кто-то может сказать: «Знаете, лучше вообще не знать кто мы, не думать об этом», но дело в том, что мы с вами по своей сути духовны и мы будем очень не удовлетворены, если не познаем себя до конца. Человек постоянно будет мучиться, страдать, пока не придет до конца к самому себе. В Ведах написано, что самоосознание, это природа человека, его дхарма, предназначение, долг, а иначе он не будет счастлив, то есть, мы никогда не сможем достичь мира и счастья, пока не придем к Абсолютной истине. Наш ум не сможет успокоиться, желания никогда не умиротворятся, сколько бы мы не имели, что бы здесь не предпринимали, мир и счастья не придет к нам, хотя можно приобрести богатство, земли и власть, но мир в душе приобрести нельзя.

Веды приводят пример большой океанской рыбы. Представьте, разумную океанскую рыбу, которая естественно живет в океане, но в этом примере она не в океане, а находится на суше. На суше рыба живет и чувствует, что ей чего-то не хватает. Нам абсолютно ясно, что ей не хватает океана, но рыбе не ясно, так как она давно не была там и об океане забыла. Так и мы что-то важное в жизни забыли, думаем, думаем, что чего-то не хватает, а что – не можем вспомнить. Вот такая необычная рыба, но поскольку ей что-то не хватает, она себя плохо чувствует, задыхается, и сколько бы она тяжело не трудилась, она не может надышаться. И поэтому ей вокруг служат много слуг, обмахивают веером, опахалом, подносят еду, показывают зрелища, но, сколько бы ни удовлетворяли ее внешние желания, рыба задыхается все больше, больше и больше.

Был пример с одним духовным учителем, он очень известный человек, великая личность. Ему было за семьдесят лет, когда он приехал из Индии в Америку распространять духовные знания. В Америке у него появились ученики. В те годы Индия не была развита, как сейчас, и это была отсталая страна, то есть этот человек приехал учить американцев из отсталой страны. Эту историю я услышал от ученика этого духовного учителя, и он рассказал нам свой опыт общения с этим учителем. Когда они начали с ним общаться, то поняли, что они духовны и ощущали это всеми фибрами в его присутствии. Но были еще не опытны, не самостоятельны без него, то есть еще слабы, поэтому стремились всегда быть рядом с ним, так как это большое счастье – быть рядом с таким духовным человеком, с которым на душе становится все ясно и страхи все уходят.

Как-то он сопровождал в путешествиях своего духовного учителя и рассказал, что он был тогда совсем начинающим, только начал заниматься духовной практикой, и как-то раз они были в аэропорту, там, где регистрируют билеты. Это происходило в Америке в начале 70-х годов. Когда подошла их очередь, ученик протянул свои документы, ему все сделали быстро и спокойно, а когда подошла очередь его духовного учителя, то учитель замешкался и не мог быстро найти в сумке билет, документы и это немножко вывело из себя служителя, который грубо сказал ему: «Что вы там копаетесь? Раньше нужно было готовиться. Где ваш билет?». Служители иногда позволяют себе такое поведение, потому что они смотрят имперсонально и им не важно, кто перед ними: для них вы пассажир и все.

Духовный учитель это понимал, дал свои билеты, документы и ничего не сказал, но поскольку там был его ученик, то он не вытерпел, так как у них были особые отношения. К примеру, если вы кого-то любите, то вы не можете терпеть, как обращаются с дорогим человеком для вас и этот ученик сказал: «Что вы себе позволяете? Почему так грубо разговариваете? Это мой духовный учитель!». В общем, была обычная словесная перепалка, и они сели в самолет. У ученика еще немножко в висках стучало после этого инцидента, он никак не успокаивался, а Гуру тем временем сидел спокойно и вдруг сказал ему: «Ты знаешь, в Америке люди многое имеют, у них такая развитая цивилизация, но нет никаких хороших качеств». Ученик подумал о том, что духовный учитель под впечатлением инцидента, немножко обижен и в сердцах говорит это все, а сам соглашался с его словами. Затем учитель повторил эту фразу раз пять, и ученик раз пять ему отвечал тоже самое, но потом учитель сказал еще одну фразу: «У них нет хороших качеств, потому что они не общаются со святыми!». Тут до ученика после этой фразы духовного учителя, стало доходить, стало проясняться, о чем идет речь.

Дхарма, долг означает, что мы не сворачиваем с пути и тут есть один секрет. Каждый из нас может стать очень сильным, великим человеком, если попадет в нужную среду. В советские времена очень много было фильмов о Великой Отечественной Войне и самой острой темой в этих сюжетах было предательство. Предатели Родины – это было самое страшное в те дни, их уничтожали, расстреливали, беспощадно карали. Это были настоящие враги, даже хуже врагов. Затем прошли перестроечные годы, изменилась идеология, стали по-другому смотреть на все, даже на эти исторические события, и психологи стали исследовать психологию этих предательств. Удивительно то, что они были шокированы открытием. Один и тот же человек в одной ситуации может стать предателем, а в другой ситуации героем и оказывается, нет такой категории человека как «предатель» или как «герой». Это зависит от того, под каким влиянием человек в данный момент находится. Например, в Ведах написано, что если воин сражается с воином, и его соперник сильно чем-то напуган, то он должен остановиться и не сражаться с ним, так как это уже называется «унижение». Убегающих воинов тоже не касались. Так вот, эти убегающие воины – герои, но в этом состоянии они трусы. Отсюда следует, что один и тот же человек может стать предателем, и тот же самый человек может стать героем.

Такое положение человека явно видно в одной из историй с Леонардо Да Винчи, который написал картину «Тайная вечеря».

Это известное произведение, сам я его знаю с детства, и именно с этого образа было мое первое знакомство с образом Иисуса и Иуды. Я еще тогда учился в школе, и мы никогда не читали Евангелие, нам не давали такие книги в то время. Я стал изучать, что же изобразил Леонардо Да Винчи в этой картине. Если художник хочет изобразить мудреца, то обычно это старик с длинной бородой, глубокими морщинами и на лице его отпечаток испытаний, страданий жизни, но Иисус был другим, ему было 33 года, это еще совсем свежий юношеский возраст, но при этом он миссия. Леонардо пытался изобразить Иисуса и мучился около полутора лет, пытался найти этот образ. Работа все стояла, а заказчик нервничал. Тогда люди очень ответственно подходили к своей деятельности, для них это была Дхарма. Они были обучены, очень серьезно следовать своему предназначению. В Ведах говорится, чем бы вы ни занимались, если вы к этому делу отнесетесь серьезно, как к делу всей своей жизни, то вы достигните совершенства. И не важно, какая это будет деятельность, даже если вы дворник, и вы отнесетесь очень серьезно к своей работе, то вы познаете все: и мир и себя.

И вот однажды, Леонардо Да Винчи вошел в храм и увидел хор юношей. Они пели красивые псалмы, стояла божественная атмосфера, и он заметил одного молодого человека, очень похожего на тот образ Иисуса, которого он мечтал найти. Леонардо с почтением пригласил его в свою мастерскую, усадил, заплатил ему деньги и сделал с него портрет для росписи. Образ был найден и он посчитал, что работа была закончена, но ошибся, так как проблема была гораздо серьезнее, потому что Иуду изобразить было труднее, ведь он был один из двенадцати Апостолов, но при этом предатель. Как же изобразить святость и порок в одном лице одновременно? Он в два раза больше времени потратил, чтобы найти такой образ, около трех лет искал и не мог найти. Но если мы чего-то хотим достичь, мы этого обязательно добьемся. В мире для нас уже существует весь арсенал, но нужно сильно этого хотеть, желать, думать и отбросить другие мысли, это будет состояние йоги, ведь все великие люди были в состоянии йоги. Они думали только об одном и достигали, находили, узнавали. А если мы рассеяны, мы просто не узнаем, не увидим, не заметим, хотя перед нами есть все. Наш успех в жизни зависит от концентрации разума.

Итак, идти по предназначению, это собственно, заниматься йогой, быть в состоянии йоги. Леонардо Да Винчи уже было сдался на милость судьбы и однажды он шел по улице и увидел в канаве бессознательно пьяного человека, присмотрелся к нему и поскольку он думал об одном, то сразу же понял: «Вот! Вот! То, что я искал!». Он думал о своем предназначении, своем долге, чтобы выполнить эту работу, и он позвал двух своих слуг, они взяли под руки мертвецки пьяного человека, занесли в мастерскую и усадили в кресло. Леонардо успешно сделал с него портрет и тут этот человек через пару часов от пьяного угара пришел в себя, стал осматриваться вокруг и сказал: «Ах! А я был здесь несколько лет назад. Меня один художник пригласил сюда и сделал мой портрет. Вот это мой портрет!». Он был Иисусом и Иудой одновременно, то есть в двух образах была сосредоточена одна личность. Вот о чем говорили современные психологи. Кто мы – предатели или герои? Это будет зависеть от той среды, в которой мы находимся в своей жизни.

Аудио версия лекции http://www.ahakimov.ru/openaudio/8435.html


0 Поделиться